Тренинговое занятие «Я и моя семья»
Цель: развивать у детей, воспитывающихся в приёмной семье, чувство единения и принадлежности к данной семье; подчеркнуть самоценность каждого члена семьи; закрепить навыки позитивного социального поведения в семье.
Данное занятие является составляющей частью тренинга «Я и моя семья». Как показывает практика, желательно, чтобы в занятиях принимали участие все члены семьи и мама-воспитатель. Это позволяет выстраивать в ходе заданий доверительные отношения в семье, формировать навыки семейного сотрудничества, что особенно важно в приёмных семьях. В данном занятии мы придерживаемся традиционной схемы ведения тренингов. Используем метод чередования заданий с различной степенью личной и групповой активности, как составную часть - релаксационный блок. Для стабилизации эмоциональных состояний – ритуалы «Приветствие» и «Прощание».
Ход занятия:
Ведущий: - Добрый день, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы присутствуем в гостях у семьи … в уютном корпусе «Зелёная поляна». С семьёй…. мы уже встречались ранее, наше предыдущее занятие называлось…, а сегодня мы будем подчёркивать значимость каждого члена семьи и мажорного настроения в доме. Как обычно занятие мы начинаем с ритуала «Приветствие». Приготовьтесь, пожалуйста, к ритуалу.
Ритуал «Приветствие»
Все участники становятся лицом в круг, взявшись за руки. Поднимая руки вверх и вниз, произносят слова: «Я с тобой, ты со мной, вместе мы - семья»! Слова произносятся сначала шёпотом, а потом всё громче и громче. Наконец, руки разжимаются, и все усаживаются на стулья для проведения занятия. Цель начать занятие ярко и эмоционально - достигнута.
Ведущий: - Для начала, чтобы почувствовать себя единым целым, мы поиграем в игру «Баньян». Кто-нибудь знает, что означает это слово? (Выслушиваются возможные версии ответов). Конечно, ваши варианты очень интересные, но послушайте мою информацию о баньяне.
Игра «Баньян»
Ведущий: - Баньян - это название дерева, которое растёт в Индии. На первый взгляд, это не одно дерево, а целая роща из тысячи стволов, занимающая площадь больше гектара. Чрезвычайно интересно устроено это дерево! Оно состоит из основного ствола, который образует толстые могучие ветви, расходящиеся во все стороны. От ветвей отделяются длинные жгуты – воздушные корни, свисающие до земли и легко в ней укореняющиеся. Укоренившись, корни образуют множество молодых побегов, которые со временем превращаются в мощные стволы. И вся эта роща составляет единое целое. А под ней развиваются всё новые и новые корни-стволы. Вот такое удивительное дерево! В ветвях этого дерева-рощи живут дикие голуби – горлицы. Они воркуют на своём особом языке: «фруи-фруи». Сейчас я назначу кого-то из вас «главным стволом», а остальные будут молодыми побегами. Всем нужно будет закрыть глаза и искать главный ствол наощупь.
Главный ствол будет с открытыми глазами. Он может перемещаться или стоять на месте, но не убегать от остальных игроков. Встречаясь, молодые побеги задают друг другу вопрос: «фруи-фруи»? Если на своё вопросительное «фруи-фруи?» игрок слышит утвердительное «фруи-фруи!», то он отправляется дальше на поиски – ведь главный настоящий ствол не разговаривает! Когда игрок на свой вопрос не слышит ответа, это означает, что он нашёл главный ствол. Тогда можно открыть глаза и вместе с «главным стволом» весело наблюдать, как остальные игроки кружат и воркуют на птичий манер. Когда большинство молодых побегов найдут «главный ствол», игра заканчивается.
Вербализация игровых ощущений:
- Понравилась ли вам игра?
- Что было самым сложным?
- Кому удалось быстро найти «главный ствол»?
- Каково быть «главным стволом»? и т.д.
Психологическая ситуация «Хвалебный стул»
Ведущий: - Если вы заметили, то сегодня в комнате у нас есть необычный стул. Как вы думаете, почему он так украшен? (Выслушивает варианты ответов)
Действительно, стул у нас и называется по-особому: «хвалебный». А как вы понимаете слово «хвалебный»? (Выслушивает варианты ответов). Сейчас мы сделаем следующее: каждый из вас по очереди будет присаживаться на этот стул, а остальные будут хвалить этого человека или говорить ему хорошие слова. Ведь, наверное, каждому приятно получать похвалу? Только одного человека хвалят часто, а другой никак не может дождаться, чтобы его похвалили. Итак, кто желает первым присесть на стул? (Далее все по очереди присаживаются на стул).
Вербализация ощущений:
- Приятно ли тебе было сидеть на «хвалебном стуле»?
- Сложно ли хвалить другого человека?
- Что тебе понравилось больше – хвалить или получать похвалу? и т.д.