Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)

Занятие проводится в форме круглого стола

Предлагаемые темы для обсуждения

Формы брака и их влияние на положение супруги; имущественное положение женщин; право супруги на свое приданое, защита жизни, здоровья и чести супруги; право на развод и охрана имущественных интересов разведенной женщины, правовая защита вдов.

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 359-387.

Методические рекомендации

Круглый стол – свободное общение участников для непосредственного обсуждения определенных научных проблем. Цель круглого стола – выслушать идеи и мнения каждого студента группы и прийти к общему, удовлетворяющему всех выводу. Участники обсуждения равноправны, никто из них не имеет права диктовать свою волю и решение. Высказывания участников круглого стола должны быть обоснованными, то есть, основываться на источниковом материале и не противоречить логике. Высказывая свое мнение, выступающий может оспаривать суждения предыдущих ораторов, но делать это следует корректно. Во время обсуждения участники могут пользоваться только своими записями в тетради подготовки к семинарским занятиям. По окончанию работы круглого стола студенты приходят к общему мнению по каждой из проблем и по теме обсуждения в целом.

Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации

Цель занятия: изучить особенности материальной и духовной культуры древней Греции и Рима; совершенствование навыков публичного представления и обсуждения работы, самоанализа и публичной дискуссии, составления электронных презентаций,

Форма работы: представление проектов в составе мини-группы.

Предлагаемые темы

1. Храмовая архитектура древней Греции. Архитектурные стили и типы храмов.

2. Светская архитектура древнего Рима.

3. Древнегреческая скульптура: от архаики до эллинизма.

4. Римский скульптурный портрет.

5. Греческая вазовая роспись.

6. Становление и развитие греческого театра.

7. Фортификация и военная техника античности.

8. Одежда греков и римлян

9. Жилье и домашняя утварь греков и римлян.

10. Морской транспорт античного Средиземноморья.

11. Влияние античности на европейскую культуру.

Рекомендуемая литература

1. Алферова, М. Истории и легенды древнего Рима /М. Алферова. – СПб.: «Северо-Запад»,2006.

2. Античный мир. Проблемы истории и культуры; Сб. статей / Под ред. И.Я. Фроянова. – СПб., 1998.

3. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: Высш. школа,1988. – 496 с.

4. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Гаспаров. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 381 с.

5. Дмитриева, Н.А. Античное искусство /Н. Дмитриева, Л.И. Акимова. – М.: Детская литература, 1988. – 256 с.

6. Древний Рим. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – 432 с.

7. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – 423 с.

8. Зелишский, Ф. Быт и нравы древних греков и римлян / Ф. Зелишский. – М.:, 2000.

9. Культура древнего Рима: В 2 т; отв. ред. Е.С. Голубцова. – М.: Наука, 1985.

10. Сергеенко,М.Е. Жизнь древнего Рима: очерки быта /М.Е. Сергеенко. – СПб.: Журнал «Нева»,2002. – 416 с.

Методические рекомендации

Проекты готовятся в мини-группах (по 2-3 человека) и представляются в учебной группе. С докладом выступают один или все представители мини-группы; продолжительность доклада – 15-20 мин. Использование электронной презентации необходимо. Выслушав доклад, аудитория в течение 10 мин задает вопросы выступающему и другим членам его группы. Баллы присуждаются за участие в проекте, за выступление с презентацией проекта, за активное обсуждение доклада.

Участники обсуждения заполняют «аттестационный лист», в котором аргументировано представляют свою оценку защиты проекта.

Примерный вид аттестационного листа.

Тема и авторы проекта Уровень теоретической проработки доклада Ответы на дополнительные вопросы Качество презентации Умение «держаться» перед публикой
         

По итогам работы мини-группа предоставляет преподавателю письменный отчет, который должен включать следующие пункты: название темы; состав участников творческой группы; цель проекта; роли участников проекта; планирование работы; круг теоретических вопросов, которые пришлось освоить в ходе выполнения проекта; ключевые понятия; с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе выполнения проекта. Студенты, не подготовившие проект или не явившиеся на его защиту, теряют 5 баллов.

II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем

Почти все важнейшие проблемы истории древнего мира рассматриваются в лекциях и на семинарских занятиях. На самостоятельное изучение выносятся четыре обширные темы: «Основные письменные источники по истории древнего Востока», «Средняя Азия в древности», «Историография истории Греции и Рима», «Пунические войны».

Наши рекомендации