Занятие № 1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

I СЕМЕСТР

1. Языкознание как наука о языке, её предмет, основные задачи и проблемы. Общее и частное языкознание. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания.

2. Сущность языка как общественного явления. Идеальное и материальное в языке. Язык и мышление. Биологическое и социальное в языке.

3. Проблема связи языка и мышления. Функции языка.

4. Язык как система знаков.

5. Язык и речь. Синхрония и диахрония.

6. Методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании (история формирования, основоположники, основные принципы).

7. Другие методы современной лингвистики (кроме сравнительно-исторического).

8. Фонетика как раздел языкознания. Три аспекта в изучении звуков речи. Физический аспект изучения звуков речи.

9. Биологический (артикуляционный) аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Понятие артикуляции и артикуляционной базы языка.

10. Классификация звуков речи. Основные отличия гласных от согласных. Основные принципы классификации гласных звуков. Дифтонги.

11. Принципы классификации согласных звуков. Классификация согласных звуков.

12. Фонетические изменения (комбинаторные, позиционные).

13. Фонетическое членение речи (фраза, речевой такт, слог, звук).

14. Интонация. Ударение, виды ударения в языках мира.

15. Понятие о фонеме. История разработки теории фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Дифференциальные признаки фонем в различных языках. Понятие о системе фонем.

16. Фонетическая транскрипция, её назначение, основные правила. Виды фонетических транскрипций.

17. Генеалогическая классификация языков. Разработка генеалогической классификации языков на основе сравнительно-исторического метода. Лингвистическая карта мира.

18. Индоевропейская семья языков.

19. Неиндоевропейские семьи языков (финно-угорская, тюркская, кавказская, монгольская, китайско-тибетская, палеоазиатская, отдельные языки Дальнего Востока и др. языковые семьи).

20. Языки народов СНГ.

Примечание.Темы 1-5, 7-12, 15 освещаются на лекциях. Темы 6, 8-20 выносятся на практические занятия.

Формы отчетности. Впервом семестре студенты пишут 2 экзаменационные контрольные работы. По теоретическим темам и методам языкознания (вопр. 1-7) – в конце октября, по фонетике и генеалогической классификации языков (вопр. 8-20) – в конце декабря. Если работы зачтены, эта часть программы в летнюю сессию не сдается.

Календарно-тематический план

По курсу «Основы языкознания»

I семестр

Лекции - 18 час.

1. Языкознание как наука. Общее и частное языкознание. Основные проблемы общего языкознания. Связь с другими науками.

2. Язык как общественное явление. Функции языка.

3. Язык как система знаков. Язык и речь.

4. Синхрония и диахрония. Методы языкознания.

5. Фонетика. 3 аспекта изучения звуков. Физический аспект. Биологический аспект. Строение речевого аппарата.

6. Классификация звуков. Гласные и согласные. Основные отличия. Основные принципы классификации гласных звуков.

7. Принципы классификации согласных звуков. Задание по темам «Фонетическое членение речи» и «Интонация. Ударение»

8. Виды фонетических изменений. Комбинаторные и позиционные фонетические изменения.

9. Фонема.

Практические занятия

(18 час.)

1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Блиц-опрос (письменно).

2. Неиндоевропейские семьи языков. Блиц-опрос (письменно).

3. Фонетика. 3 аспекта изучения звуков. Биологический аспект. Строение речевого аппарата.

4. Отличия гласных от согласных. Принципы классификации гласных. Таблица классификации гласных. Блиц-опрос (письменно).

5. Классификация согласных. Блиц-опрос (письменно).

6. Комбинаторные фонетические изменения. Блиц-опрос (письменно).

7. Фонетическое членение речи. Ударение. Виды ударения. Позиционные фонетические изменения. Транскрипция.

8. Фонема. Блиц-опрос (письменно).

9. Зачетная контрольная работа по I семестру.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОСНОВАМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

I семестр

Занятие № 1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков.

Контрольные вопросы.

1. История разработки сравнительно-исторического метода. Первые попытки сравнения и генеалогической классификации языков. Что послужило толчком к созданию сравнительно-исторического метода?

2. Основоположники сравнительно-исторического метода. Их вклад в его разработку. Компаративистика во вт. пол. XIX – XX вв.

3. Основные положения сравнительно-исторического метода.

4. Объясните понятия «праязык», «праформа» («архетип»), «метод реконструкции».

5. Что такое «мёртвые» языки? Какие источники позволяют получать данные о мёртвых языках, о прошлом состоянии языков? Что даёт изучение «мёртвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?

6. В чём суть теории моногенеза? Возможна ли датировка языковых процессов?

7. Объясните принципы построения генеалогической классификации языков.

8. Объясните понятия «семья языков», «группа (ветвь) языков». Х

9. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков?

10. Как можно объяснить генеалогическую общность языков, территориально отдалённых друг от друга? Приведите примеры таких языков.

11. Перечислите группы языков индоевропейской семьи. Покажите на карте область распространения называемых языков.

12. В каких странах английский язык является государственным? Покажите их на карте.

13. В каких странах распространен немецкий язык? Покажите их на карте.

14. В чем особенность языковой ситуации в Норвегии?

15. Какова область распространения фризского языка? Каковы особенности его бытования?

16. Где распространен африкаанс (прежнее название – бурский язык)? Как он сформировался?

17. Расскажите о новоеврейском языке (идиш).

18. Что вы знаете о мертвых языках восточногерманской группы?

19. Объясните происхождение термина «романские языки».

20. Где распространены провансальский (окситанский), каталанский, галисийский, сардинский (сардский), далматинский, ретороманский, креольские языки?

21. Какие национальные языки Швейцарии вы знаете? Какие из них являются официальными?

22. В чем особенность языковой ситуации в Бельгии?

23. В каких странах французский язык является государственным? Покажите их на карте.

24. В каких странах распространен испанский язык? Покажите их на карте.

25. Объясните название «Латинская Америка» с лингвистических позиций.

Практические задания

1. Распределите по группам следующие индоевропейские языки:

а)

греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский, кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, талышский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс.

б)

молдавский, гре­ческий, хинди, украинский, португальский, словацкий, персидский, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, ретороманский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, таджикский, словацкий.

Литература

Основная

А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1967 и послед. издания. Глава VI. Классификация языков. (§§ 74-78).

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская группа (Методическая разработка Л.В. Табаченко).

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы (Методическая разработка Л.В. Табаченко).

Дополнительная

Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000.

Языки мира: Романские языки. М., 2001.

Языки народов СССР. Т. 1. Индоевропейские языки. М., 1966.

Наши рекомендации