Упражнение «Где спрятались птицы»
Детям предлагается найти птицу и раскрасить ее (см. приложение, рис. 8). В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 4. Морские обитатели
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Дидактическая игра «Что это за рыба?»
Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Морские обитатели» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»), вспомнить их названия, основные особенности.
Упражнение «Я ходил на рыбалку»
Психолог говорит «Я ходил (а) на рыбалку и поймал (а)… (название любой рыбы)». Первый ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое и т. д. Выигрывает тот, кто запомнил самую длинную цепочку слов.
Упражнение «Сложи картинку: золотая рыбка»
С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение золотой рыбки по образцу (см. приложение, рис. 9).
Подвижная игра «Морская фигура на месте замри»
Выбирается водящий. Он произносит вслух:
Море волнуется раз
(в это время дети делают разные затейливые движения или раскачиваются, имитируя волны)
Море волнуется два,
Море волнуется три…
Морская фигура на месте замри!
После этих слов играющие замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между замерших фигур и выбирает самую оригинальную. Теперь водящим становится игрок, изобразивший самую интересную фигуру. Игра продолжается.
Упражнение «Цветные ассоциации»
Детям по одной предъявляются цветные карточки и одновременно произносятся слова (названия морских обитателей), которые являются ассоциацией к данному цвету. Затем показываются карточки определенного цвета, детям необходимо вспомнить название морского обитателя.
Графический диктант «Рыбка» (см. приложение, рис. 10, 11)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 5. Дикие и домашние животные
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Доскажи словечко»
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это… белка
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… ежик
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?… лиса
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… медведь
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?… мышка
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?… слон
Такая у него судьба:
Несет по жизни два горба.
Толпится любопытный люд:
По мостовой идет — верблюд
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Психолог называет смысловой ряд из существительных, обозначающих животных, сгруппированных по конкретному признаку (место обитания). Ребенку нужно отгадать данный принцип и продолжить ряд.
Волк, заяц, лиса…
Зебра, коала, верблюд…
Кошка, собака, корова…
Носорог, жираф, слон…
Овца, свинья, кролик…
Упражнение «Сложи картинку: заяц»
С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение зайца по образцу (см. приложение, рис. 12).
Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери»
Дети становятся в круг, в центр которого встает психолог. Он закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперед правую руку и повторяя слова: «Рыбы, птицы, звери». Затем он останавливается и говорит любое из этих трех слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Психолог считает до трех и если за это время ребенок в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных, птиц и рыб.
Упражнение «Назови ласково»
Психолог произносит названия животных. Ребенку предлагается назвать их ласково.
Олень — олененок
Медведь — медвежонок
Еж — ежик
Заяц — зайчик
Лиса — лисичка
Белка — белочка
Упражнение «Помоги животным найти еду» (см. приложение, рис. 13)
В конце дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Приложение