Особенности строения человеческой деятельности.
Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Виды деятельности: игровая, предпринимательская, творческая, учебная, трудовая; ведущая, внутренняя, совместная, предметная. Этапы деятельности: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль). В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Гальперина показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью. По степени осознанности целей и последствий действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность. Деятельность побуждается мотивами, стимулами и мотиваторами.Структура деятельности: 1. Психофизиологические функции 2. Операции - способ достижения цели в заданных условиях. 3. Действие - составляющая часть любой деятельности, подчинено сознательной цели. Действие -пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. (Задача - цель, достигаемая в yсловиях.) 4. Особые виды деятельности.
10. Методы диагностики интеллекта
(Тест Векслера, тест Р.Амтхауэра, свободный от культуры тест интеллекта Р.Б.Кеттелла, интеллектуальные тесты Г.Айзенка, Тест Равенна, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена); Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ). Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.). Количественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ. IQ – количественный показатель интеллектуального развития. Векслер первым вводит шкалу стандартных IQ. В исследованиях Ч.Спирмана было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч.Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным, или фактором "G" . Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы).
В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные(например, матрицы Равена). Помимо этого, тесты интеллекта делятся на:индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые(например, армейский тест Альфа). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяют тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.