Развитие отечественной соц психологии и ее современное состояние.
В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Заслуга социолога Н.К. Михайловского состоит в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы». Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Г.В. Плеханов. Он показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловский). Следует особенно отметить труды В.М. Бехтерева. Он дает характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов. Бехтерев первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии. Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского, который выступил с концепцией, получившей название культурно-исторической теории развития психики. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. завершился процесс становления отечественной социальной психологии как самостоятельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Открываются первые в стране кафедры социальной психологии, публикуются первые учебные пособия, выходит первый учебник для студентов вузов – «Социальная психология» Г.М. Андреевой. В современных условиях отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития. Полностью исключены из сферы внимания исследователей многие проблемы, которыми были заняты социальные психологи в советский период (например, текучесть кадров, социалистическое соревнование). В условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профессионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психологического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остаются актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки персонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания.
9. Познавательные психические процессы
Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный(ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) ивысший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь. Веккерработал над созданием целостной концепции психических процессов, в основе всех психических процессов, является уровень тактильно-кинестетических ощущений ,.Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Виды ощущ: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические. Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Виды воспр: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. В отечественной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной, кратковременной, длительной и постоянной. Кроме того, в зависимости от используемого приема запоминания различают механическую и логическую память. Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека. Воображение - процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов. Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Видывним: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). Мышление- опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка).