Внешние и внутренние факторы деятельности организации.

В производственной деятельности факторы различаются на внешние и внутренние, природа и изменение которых качественно и количественно влияют на результат деятельности и способные изменяться сами, в результате воздействий на них процессов деятельности. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Учет внешней среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности. К внешним факторам относятся: ситуация на рынке труда; развитие технологий; особенности социальных потребностей; развитие законодательства; кадровая политика организаций-конкурентов. Под внутренними подразумевают факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Полный и точный учет всех внешних и внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала. К внутренним факторам относятся: цели организации (определяет строгую направленность долгосрочной политики организации); финансовые ресурсы (Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом позволяет выбрать альтернативные или компромиссные варианты в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки, переподготовки); кадровый потенциал организации (оценка возможностей специалистов кадровой службы позволяет правильно распределять обязанности между сотрудниками, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала); источники покрытия кадровой потребности.

7. Типологии личности

В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») – (Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.). Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества. В западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология К. Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживание оценки, интуитивность, экстравертивная или интравертивная направленность. Существует и типология, предложенная Э. Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, восприятие, использование и др. Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности. Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Методы общей психологии

Основные методологические принципы:

Метод должен исходить из диалектико- материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;Научный метод психологии должен быть объективным;

Соблюдение генетического (эволюционного) принципа;Необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий. В психологии выделяют 4 группы методов по Б.Г. Ананьеву:

I группа- организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод ( многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный подход ( в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи в зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности)II группа- эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы ( тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы. III группа- методы обработки данных, включающие: количественный ( статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа- интерпретационные методы, включающие генетический ( анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный ( устанавливает структуру связи между всеми характеристиками личности) методы.

Тест- стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным.Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научноенаблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенномэтого не требуется.Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявлениеи анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах,полученных от различных людей. Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью,во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые

выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиионное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсональногоподхода).

8. Методы психодиагностики

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4) по психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные . Испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо дейст­вие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Наши рекомендации