Соотношение понятий «общение» и «коммуникация».
В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия. Термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт. Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая протекает между людьми в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях, несмотря на внешние различия, основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий.
Развитие общей психологии как науки
Античность
основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной.
Средние века
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеиАристотеля.
Новое время
В 1590 годуРудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе.
XVIII век
Фридрихом Беззелом изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии(дуализм). «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.
XIX век
зарождения как самостоятельной научной дисциплины
Эрнст Веберисследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
XX век
Первые десятилетия
психоанализ — Зигмунда Фрейда
Неопсихоанализ - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.
США бихевиоризм Дж. Уотсоном -школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении.
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
1930—1940-е годы
В Германии нацисты, Эмиграция псих. в США.
Гештальтпсихология загибается, однако К. Левин - последователь.
Юнг в Германии продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном- «Архетипы и коллективное бессознательное».
У бехевиористов появляются попытки внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл),
Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).
в конце 1920-х годовЛ. С. Выготский- культурно-исторической психологии, основанные на марксизме.
Е годы
Развитие «когнитивной психологии» — механизмов внимания Д. Бродбент, Дж. Миллер «7+-2».
Появляются гуманистическая психология и психотерапия. Человек как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
В конце 60-х трансперсональная психология.
СССР активно развивается инженерная психология.
[1970—1980-е годы
Когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.
В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.
Условия тестирования
Полноценное использование психодиагностических методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения профессиональной этики предполагают, что консультант и представители заказчика в своей работе будут придерживаться ряда правил. Требования: 1) в отношении используемых тестов присутствуют данные о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых категорий испытуемых; 2) имеются методические материалы; 3) использование методики оправдано с точки зрения критериев отбора персонала, финансовых и временных затрат; 4) имеется квалифицированный консультант; 5) конфиденциальность персональной информации гарантируется в том числе и процедурно. Правила использования психодиагностических тестов: применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики; соблюдать профессиональную тайну; строить отношения с обследуемыми на партнерской основе; предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений; не допускать к психодиагностической и аналитической работе лиц, не прошедших специальное обучение; заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, сообщать о его продолжительности; тестирование проводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм, при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов; перед тестированием установить психологический контакт с испытуемым; не сообщать испытуемому подробности об интерпретации результатов; в отношении испытуемого занять партнерскую позицию; во время психодиагностического обследования быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае необходимости; во время тестирования предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы; при интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования выразить готовность предоставить эту информацию в устной конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано; при завершении обследования проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии и обязательно поблагодарить за проделанную работу.