Устойчивость темпераментальных показателей

Александр Томас и Стелла Чесе с сотрудниками обследовали 141 ребенка с целью изучения темперамента, который они определяли по степени выраженности моторной активности, чувствительности к стимулам и характеру реакций на новые объекты, В первую очередь были отобраны малыши с "легким”' и "трудным" темпераментом. Первые с готовностью адаптируются к новым ситуациям, реагируют с низкой или средней интенсивностью, пребывают, в основном, в хорошем настроении и отличаются ритмичностью телесных проявлений. "Трудные" же младенцы характеризуются противоположными признаками. Некоторых малышей назвали "неторопливыми", имея в виду склонность не сразу обнаруживать интерес к чему-либо, а "воодушевляться постепенно". И, наконец, остались те, кого нельзя было отнести к какой-нибудь определенной группе. Их назвали "непостоянными", характеризующимися смешанными чертами поведения. При анализе распределения выделенных типов обнаружилось, что 40% малышей относятся к категории "легких", 15% оказались "неторопливыми", 35% "непостоянными" и только 10% "трудными". Однако самым примечательным оказался факт устойчивости описанных признаков во времени. "Легкие" дети сохраняли типичные поведенческие черты при обследовании в пятилетнем и в десятилетнем возрасте.

Указанные в лонгитюдном исследовании темпераментальные признаки не единственные. К особенностям темперамента относят активность и эмоциональность, темп и скорость, пластичность и устойчивость к стрессу. Несмотря на огромное многообразие, признаки темперамента могут быть сведены к некоторым базовым характеристикам или метапараметрам, таковы, например, нейротицизм или экстраверсия. Принято считать, что эти черты остаются довольно устойчивыми на протяжении долгого периода времени, а иногда и в течени всей жизни.

43.Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. (Нартова-Бочавер)

Пионером в исследованиях характера считается Теофраст, который предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или чест­ный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый и т.п. (Либин) В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил этический смысл характера – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Г.Оллпортписал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который "относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств". (Либин)

Либин считает, что представления о структуре характера фактически развиваются вокруг основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду "разум—воля—чувства".

С.Л.Рубинштейн (1946) определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.

Либин с позиций излагаемой в его книге формальной (иерархической) теории индивидуальности рассматривает следующие основные измерения характера, образующие его структуру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентаций.


Наши рекомендации