Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности

Одним из важнейших интегральных свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, личностные особенности, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый мальчик запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. В то же время именно такие взрослые имеют более высокий интеллект. Поэтому дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своём развитии.

Формирование асимметрии в онтогенезе

Известны две концепции функциональной асимметрии в онтогенезе: эквипотенциальное™ полушарий и прогрессивной латерализа-ции [138]. Первая предполагает изначальное равенство, или эквипо-тенциальность, полушарий в отношении всех функций, в том числе речевой. В ее пользу говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.Согласно второй концепции специализация полушарий существует уже с момента рождения. У праворуких людей она проявляется, как предполагают, в виде генетически запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. Установлено, что задолго до реального развития речевой функции можно обнаружить различия в морфологическом строении будущих речевых зон. Так, у новорожденных сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Этот факт свидетельствует о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными.

В пользу исходной эквипотенциальности полушарий, казалось бы, говорит тот факт, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7-9 месяцев. Разница между сторонами, сначала слабая, постепенно увеличивается и становится отчетливой в 3 года, а затем стабилизируется. Однако в ходе наблюдений было установлено, что у младенцев есть другие признаки латерализации, например, предпочитаемая сторона при повороте головы, различный тонус мышц справа и слева и др. В связи с этим представляет интерес предложение выделять два относительно независимых показателя мануальной латерализации: направление и степень. Направление латерализации, т.е. установление ведущей руки, можно рассматривать как нормативную, или видоспецифическую, характеристику, имеющую два измерения-левое, правое. Степень латерализации есть пличественная индивидуально специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об относительной независимости этих характеристик говорит тот факт, что они обнаруживают разную онтогенетическую динамику и, по-видимому, в разной степени зависят от факторов генотипа. Если выбор ведущей руки определяется к 3 годам, то степень (интенсивность) ее использования существенно возрастает от 3 до 9 лет. Выделение направления и степени/интенсивности как самостоятельных характеристик асимметрии возможно применительно ко всем парным органам, в том числе и показателям электроэнцефалограммы левого и правого полушарий [132].

Теории леворукости

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы: – воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;– различные генетические варианты. Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием. Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин. Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом, у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами - их признак левшества не связан с доминированием левой руки. В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.



Наши рекомендации