Методологические принципы и методы логопсихологии

Выделяя принципы логопсихологии, необходимо учитывать интегративный характер этой дисциплины.

Среди принципов, объединяющих логопсихологию и логопедию, можно выделить:

1) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (изучает речевые нарушения с позиции целостного подхода);

2) принцип учета механизма речевого нарушения при определении содержания коррекционно-педагогической работы;

3) принцип коммуникативности (определяет ведущую роль общения в развитии ребенка);

4) принцип деятельностного подхода (подчеркивает значимость различных видов деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков).

Логопсихология опирается и на ряд наиболее значимых принципов специальной психологии:

1) принцип единства коррекции и развития (целенаправленная коррекционная работа должна осуществляться с учетом как возрастных закономерностей развития ребенка, так и характера речевого нарушения);

2) принцип единства диагностики и коррекции (подчеркивает значимость системного, целостного, динамического изучения при определении целей содержания коррекционной работы);

3) принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;

4) принцип личностно-ориентированного подхода;

5) принцип активного привлечения ближайшего окружения к коррекционно-педагогической работе;

6) принцип оптимистического подхода в коррекционно-педагогической работе.

Среди специфических принципов логопсихологии можно выделить принципы, разработанные в рамках логотерапевтического направления реабилитации заикающихся (Ю.Б. Некрасова):

- принцип логопсиходиагностики (нацеливает на изучение особенностей речи во взаимосвязи с нарушениями познавательной сферы и личностно-коммуникативными нарушениями, а также позитивными аспектами развития ребенка с нарушениями речи).

- принцип опосредования общепедагогических, логопедических и психологических методов при преодолении речевых нарушений, который определяет междисциплинарное взаимодействие как наиболее продуктивный подход в коррекции речевых нарушений. Методы логопсихологии подразделяются на две большие группы — психодиагностика и психологическая помощь (коррекция и терапия).

Методы психологической диагностики могут быть описаны с помощью различных классификаций, каждая из которых полезна при решении конкретных задач.

Разделение методов диагностики по форме их применения зависит от практических потребностей специалиста, а также от технических возможностей (от наличия соответствующей аппаратуры и т.п.). К формам психодиагностики относят устную и письменную, индивидуальную и групповую, с применением бланков или компьютера и некоторые другие.

С некоторой долей условности методы могут быть расположены по степени возрастания строгости — от наблюдения до экспериментальных методов.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение личности в различных видах ее деятельности.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным {анкетирование}, когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Для обозначенияпсихологической помощи применяют два термина — психокоррекция и психотерапия.

Подпсихотерапией (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) понимается целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния.

Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, это такие проявления, как нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.

Методы психологической помощи, применяемые в логопсихологии, — поведенческий, когнитивистский, психоанализ, гештальт- и телесно-ориентированный, психодрама, психосинтез, трансперсональный и др.

3. Основные этапы становления логопсихологии как учебной дисциплины

Изучение речевых нарушений осуществлялось в несколько этапов:

1. Клинический этап

Начало изучения детей с нарушениями речи относится к концу XIX — началу XX в. Терминологически их оформление неоднозначно: так, если в отечественной литературе в 1920 г. для обозначения тяжелого речевого недоразвития вследствие органического поражения различных участков головного мозга в период до появления речи у ребенка был введен термин «алалия» (Д.В. Фельдбергер), то за рубежом это же нарушение обозначалось как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л. Бентон, Ф. Жияр, Ф. Кохер и др.).

Одной из первых классификаций нарушений речи была типология А. Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившиеся ранние представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию.

Примерно до 80-х гг. XX в. в психологической литературе имелись только отдельные упоминания психологических проблем категории лиц с нарушениями речи, и только после этого периода появляются специальные работы, посвященные отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Л. С. Цветкова, Ж. М. Глозман, В. Виноградова и др.).

2. Педагогический этап

М.Е. Хватцев, Ф.А, Pay, а затем и О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский и другие стали вносить в клиническую классификацию коррективы, в результате которых были значительно изменены представления об отдельных видах нарушений, относимых к одной форме. Значительно пополнилась при этом содержательная характеристика речевого расстройства, что позволило преодолеть фрагментарность описаний начала века.

Однако внесенные коррективы не привели к существенным изменениям терминологического аппарата клинической классификации. Но смысловой объем понятий и соответствующие термины, применяемые как в медицине, так и логопедии, перестали быть однозначными. В ходе последующего становления логопедии, формирования ее теоретической базы и подхода к речевым нарушениям с позиций развития и системных представлений о речевой деятельности все более осознается неприемлемость прямого переноса в теорию логопедии клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений.

3. Психологический этап

В настоящее время логопедический подход к изучению речевых нарушений сменяется логопсихологическим.

В отечественной логопсихологии используются как традиционные классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая — по Р.Е. Левиной), так и современные (в частности, МКБ-10).

К настоящему времени накоплен определенный корпус психологических исследований в области логопедии, но они остаются разрозненными и не имеют общепризнанной концептуальной базы

4.Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе

1. Провести отграничение логопсихологии от нейропсихологии, точнее от афазиологии. Афазиология имеет совершенно другой объект изучения, исследуя случаи расстройства (распад) нормально развившей- ся, уже сформировавшейся речевой функции.

2. В случаях сложных дефектов должна проводиться их квалифи- кация и установление «веса» каждого первичного дефекта, входящего в сложный дефект, т.е. определение основного дефекта.

3. Установление границ дефекта(-ов) и типа дизонтогенеза(-ов). Имеются в виду «качественные» границы. В количественном отношении они могут быть «мягкими», «размытыми», плавными и динамичными (при слабовыраженных дефектах). Различительная граница в дифферен- циальной диагностике – качественный предел, качественный сдвиг, от- ражаемый определёнными количественными показателями (идеальный пример – граница между слабовидением и слепотой).

4. Исследование проблемы межсенсорных связей: при разных де- фектах они формируются и осуществляются по-разному.


Наши рекомендации