Психологическая диагностика - Подготовительная группа
Оценка развития детей, его динамики,
измерение их личностных образовательных результатов
Образователь- ная область | Диагностируе- мые параметры | Цель методики | Источник |
Физическое развитие | Психомоторное развитие | Определить особенности развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Подгот. группа / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2011 |
Психомоторное благополучие | Изучить проявления психомоторного благополучия | ||
Социально-коммуникатив- ное развитие | Самостоятель- ность | Изучить проявления самостоятельности | Афонькина Ю.А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Подгот. группа. Волгоград: Учитель, 2012. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Подгот. группа/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград, Учитель, 2012 |
Потребности | Изучить проявления потребностей | ||
Мотивационная сфера | Изучить особенности развития мотивационной сферы | ||
Изучить особенности мотивов | |||
Изучить осознание временной перспективы и мотивационных предпочтений | |||
Изучить желания и предпочтения, представления о прошлых и будущих событиях | |||
Самооценка | Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности | ||
Изучить уровень притязаний | |||
Представления о себе | Изучить содержание и осознанность представлений ребенка о себе | ||
Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности | |||
Изучить оценку себя во времени | |||
Изучить особенности осознания действий | |||
Изучить особенности Я-концепции | |||
Эмоционально-волевая сфера | Изучить особенности эмоционально-волевой сферы | ||
Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности, в ситуации борьбы мотивов | |||
Изучить особенности осознания эмоциональных процессов | |||
Изучить проявления волевой активности | |||
Изучить проявления воли в разных видах деятельности | |||
Изучить представления об эмоциональных состояниях и социальных переживаниях сверстника и своих | |||
Игровая деятельность | Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры | ||
Моральное развитие | Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам | ||
Общение | Изучить навыки общения | ||
Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми | |||
Познавательное развитие | Внимание и память | Изучить особенности зрительного внимания и памяти | Афонькина Ю.А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Подгот. группа. Волгоград: Учитель, 2012. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Подгот. группа/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград, Учитель, 2011 |
Изучить особенности слухового внимания и памяти | |||
Восприятие | Изучить сформированность предметности восприятия и перцептивных действий | ||
Изучить уровень развития действий восприятия и степень интериоризации действий восприятия | |||
Изучить особенности сенсорных эталонов и степень интериоризации действий восприятия | |||
Изучить сформированность перцептивного действия зрительного рассматривания | |||
Изучить эмоциональное поведение при восприятии литературного произведения | |||
Мышление | Изучить особенности наглядного моделирования | ||
Изучить аналитико-синтетические умения | |||
Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец | |||
Изучить умение решать проблемные ситуации | |||
Изучить умение одновременно учитывать несколько наглядных признаков, что служит показателем уровня овладения логическими операциями | |||
Изучить умение устанавливать логические отношения | |||
Изучить познавательную активность | |||
Изучить умение понимать функции моделей и умение использовать простейшую модель для воспроизведения образца | |||
Изучить способность соотносить в умственном плане контурную схему объекта с деталями определенной формы и величины | |||
Воображение | Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и составлять творческие рассказы | ||
Изучить особенности воображения на словесном материале | |||
Изучить уровень развития вербального воображения | |||
Речевое развитие | Функции речи | Изучить функции речи как проявление речевых способностей | |
Художественно-эстетическое развитие | Проявление творческих способностей | Изучить проявления творческих способностей в разных видах | Афонькина Ю.А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Подгот. группа. Волгоград: Учитель, 2012. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготов. группа/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2012 |
Изобразительная деятельность | Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнений | ||
Музыкальная деятельность | Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ | ||
Изучить проявления творчества средствами музыки |
3.6. Объем образовательной нагрузки
Продолжительность упражнений для снятия мышечного и психологического напряжения во время НОД – 2-3 мин.
Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:
I и II младшая группы – 8-10 минут в день
Средняя группа – 15 минут в день
Старшая группа – 20 минут в день
Подготовительная группа – 20-25 минут в день
3.7. Перспективный план работы педагога-психолога
Категории | Содержание работы | Группы | Сроки выполнения |
Психологическая диагностика | |||
Работа с детьми | 1. Диагностика нервно-психического развития. 2. Диагностика интеллектуального развития. (Методика С.Д.Забрамная). 3. Диагностика личностных особенностей детей. (Самооценка О.В.Хухлаева). 4. Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе. (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго). 5. Диагностика эмоциональной сферы. (Методика Л.П.Стрелковой). 6. Изучение психологических особенностей детей, при использование психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие. | 1-я младшая Логопедическая, коррекционная Подготови- тельная, старшая Подготови-тельная Старшая, подготови- тельная По запросу родителей, педагогов | Сентябрь – Октябрь Сентябрь Декабрь Октябрь Май Октябрь Апрель В течение года В течение года |
Работа с педагогами | 1. Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя. 2. Анкета «Психологический климат в коллективе». 3. Психодиагностика личности педагога. 4. Психодиагностика педагогического коллектива. | Педагогический состав Все сотрудники По запросу По запросу администра- ции | Сентябрь Октябрь В течение года В течение года |
Работа с родителями | 1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей. 2. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником». 3. Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ». 4. Диагностика. | 1-я младшая Подготови-тельная Все группы По запросу родителей, педагогов, администрации | Сентябрь Февраль Май В течение года |
Развивающая работа и психологическая коррекция | |||
Работа с детьми | 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А.С. Роньжина). 2. Психогимнастика (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова). 3. Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева). 4. Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере. (Программа «В стране эмоций»). 5. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере общения и поведения (Р.Р.Калинина). 6. Сказко - и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева) 7. Индивидуальные развивающие занятия с детьми. | 1-я младшая 2-я младшая, средняя Логопедическая, коррекционная Старшая, под-готовительная Индивидуально Индивидуально По запросу родителей, педагогов. | В течение года В течение года Октябрь- Апрель 1 раз в неделю Ноябрь- Апрель В течение года, согласно циклограммы В течение года, согласно циклограммы В течение года |
Работа с педагогами | 1. Занятия по развитию рефлексии. | Все сотрудники | В течение года |
Работа с родителями | 1. Курс занятий с родителями будущих первоклассников «Школа первоклассных родителей», в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность». 2. Психолого-педагогические встречи «В детский сад с мамой». | Сентябрь Декабрь Май Октябрь 2 встречи | |
Психологическое консультирование | |||
Работа с педагогами | 1. Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду. 2. Консультации по результатам психодиагностики. 3. Медико-психолого-педагогический консилиум по результатам освоения уровней программы «Детство», детей с нарушением речи. 4. «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» 5. «Наглядные формы с родителями» 6. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам. | По запросу Все сотрудники Все специалисты Все сотрудники Все сотрудники Индивидуально | В течение года В течение года Сентябрь Декабрь Май Ноябрь Февраль В течение года |
Работа с родителями | 1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей. 2. Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации». 3. Консультация «Основные направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие). 4. Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания. 5. Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы. | Индивидуально 1-я младшая Информа-ционный стенд Индивидуально Индивидуально | Июль-август В течение года Сентябрь Декабрь В течение года В течение года |
Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад «Психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитание детей». | Индивидуально | В течение года | |
Психопрофилактика и психологическое просвещение | |||
Работа с педагогами | 1. Дискуссия «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ» 2. Коммуникативный тренинг. 3. Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» 4. Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников. 5. Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ. 6. Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога». 7. Выдача книг психологической библиотеки (по запросу). | Все педагоги Все сотрудники Все педагоги Все сотрудники Все сотрудники Индивидуально | Сентябрь Ноябрь Декабрь Март Согласно годовому плану ДОУ В течение года В течение года |
Работа с родителями | Родительский лекторий: 1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста». 2. «Маленький человек в новой среде» (проблема адаптации). 3. «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста». 4. «Готовность к школе». 5. Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки в группах по темам: · «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?» · «Как бороться с детской истерикой» · « Как правильно хвалить ребенка» · «Ребёнок у экрана» · «Как родителям помочь застенчивому ребенку» · «Ребёнок с синдромом гиперактивности» · «Агрессивный ребёнок» · «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет» · «Скоро в школу». 6. Составление и распространение памяток и рекомендаций. | Во всех возрастных группах 1-я младшая 2-я младшая Подготови-тельная Все группы По запросу | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Май В течение года В течение года |