Профориентационая работа школьного психолога
Структура ПО. Основные направления ПО Д шк. психолога:
1- Профинформирование (цель - сформировать представление о профессии,, о
различных ее сторонах, научить правильно ориентироваться в мире профессий). Это направление явл-ся исходным (на западе ограничиваются только им).
2 - Проф диагностика -связана и измерением уровня развития личностных св-в, качеств и функций.
3 - проф консультирование - дает ответ о степени соответствия псих структур Л и профессии.
4 - Профотбор или подбор - это поиск профессии наиболее подходящий Л оптанта..
5 - профадаптация - путь дальнейшего совершен-ния приспособления чел к профессии.Синзитивным (благоприятным) периодом основных мотивов выбора профессии - можно считать младший шк возраст. В подростковом возрасте надо формировать установку элементарный анализ профессии, на примере небольшого круга профессий наиболее доступных для анализа. Учить выделять 3 момента: -основное содержание; социальную ценность; ПВК и соотносить со своими данными.
В старших кл важно формировать гармоническую структуру мотиваций, т.к в этом возрасте должен происходить тщательный анализ потребностей интересов, уточнение профессиональных планов.
Профессиональную ориентацию необходимо согласовывать с типами мотиваций. Опорный тип нуждается в справочно-информационной и контрольной помощи. Для них эффективны «проба сил», обучение приемам самопроверки и самоподготовки. Другим типам нужно уделять больше внимания. Для них характерны мероприятия основанные на сопоставлении хочу и могу, занятия имитирующие характер профессии с целью обращения внимания на раннее недооценивание ПВК (проф важных качеств).
Эффективна работа по формированию ответственного отношения к проблеме жизненного самоопределения. Необходимо помочь таким детям осознать смысл профессионального выбора.
47. Изучение профессий и их требование к человеку.
Профессиография - это аналитико-описательный подход к изучению профессий, суть к\р состоит в описательно-этнической и психофизиологической хар-ки профД. Основу этого подхода заложили отечест психологи и психотехники Ливитов, Лазурский, Платонов, Шпильрейн и др. В основе професиографии лежит принцип дифференциального подхода, при к\р профессиограмма д.б. направлена на выявление тех психофизиологических хар-к профессии, изменение к\р в ходе Д позволит решить конкретные практические задачи.. Профессиограмма включает в себя: - общие сведения о профессии; -санитарно-гигиенические хар-ки; и технические хар-ки профессии. Самая важная часть схемы - это психологический портрет профессии (это перечень профважных качеств); сведения об общеобразовательной и спецподготовке (указать тип заведения, сроки обучения, проф предметы) и предложить перечень литературы знакомящий с профессией.
Классификация профессий. В соответствии с предметом труда Климов предлагает выделить 5 типов профессий: чел-чел; чел-техника; чел-природа; чел- художественный образ; чел- знаковая система. Существуют спец методики для подбора профессий. «Дифференциально-диагностический опросник» -измеряет степень выражености склонностей к указанным 5-ти типам профессий.Это тестовая методика. Результаты подвергаются анализу (для первичной профконсультации).
Профпригодность и ее типы. Профпригодность - это соответствие психологических структур Л и Д (т.е. соответствие чел и професси). Первый тип - абсолютная пригодность - это полное соответствие психологических структур Л и Д. ^-непригодность к проф. 2)- годность к проф. - нет показаний, но нет и противопоказаний.
48. Развитие, методология, проблематика этнопсихологических исследований.Истоки этнопсихолог знаний. Психология народов (Штейнталь. Лацарус. Вундт). Этнопсихология (от греч - племя, народ) -междисциплинарная область знания. Этнические особенности психики стали предметом специальной отрасли науки, к\р именуют Принадлежность к группе, ощущение себя частью МЫ, явл-ся доминирующим базовым стремлением чел. Однако формирование чувства МЫ неразрывно связано, или даже явл-ся следствием появления концепции «ЧУЖИЕ». всякую попытку вывести из «психологического индивида» какую-либо систему объективных форм культуры. Методологические проблемы этнопсихологии.
Спецификация понятий «этнос» и «нация» Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
. Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей, придающих этносу новый импульс поведения. Этот импульс получил название "пассионарность", а его носители - "пассионарии". Методы этнопсихологии (ейк и еггйк - методы). Этнопсихология родилась на стыке двух наук: соц антропологии и просто антропологии. Степаненко пишет о 2-х направлениях- психологическая антропология и кроскультурная психология. Эти направления связаны с методами епик и ейк.
ЕМ1К- особенности этого подхода состоят в следующем: 1Автор исследует К как бы изнутри.
Основной предмет антропологич психологии - это связи м\у психическими переменными и этнокультурными переменными (как это влияет на индивидаЕТ1К - это противоположный кроскультурный подход когда исследуются 2 и более культуры.
В новой исторической реальности доминируют две основные концепции -
примордиалистская и модернистская.
Премордиалисты воспринимают деление населения земного шара на нации как универсальное и исконное Они утверждают, что в мире нет людей не принадлежащих никакой нации (даже если они сами этого не осознают) и что нации существуют издревле. Новое время в этой концепции воспринимается как пора «пробуждения» наций, нации начинают осознавать себя, четко определять и отстаивать свои интересы. г Энтони Д.Смит.
Модернисты не видят в нациях ничего извечного и универсального, считают, что они сложились в Новое время, в значительной мере благодаря усилиям националистов. Эрнст Геллнер.
Рассмотрим три ведущие подхода к исследованию этничности: примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
Конструктивисты искали прежде всего причины, порождающие этничность и делающие ее столь значимым социальным фактором. С их точки зрения, этничность является новой социальной конструкцией и не имеет культурных корней. С точки зрения примордиалистов, этничность, напротив, является органичным образованием, совершенно не обязательно идеологизированным и нацеленным на получение тех или иных выгод.
Субпассионарии - особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели. ситуациях. Человеку, выросшему в чуждой среде, трудно затем приспособиться к жизни в этническом коллективе, тогда как для членов этого коллектива нормы поведения не кажутся тягостными. При встрече разных этносов чужие стереотипы иногда не кажутся им сколько-нибудь неприятными, в других случаях - встречают взаимное неприятие и даже омерзение. Стереотипы поведения формируются в определенных типах естественного и техногенного (антропогенного) ландшафта и меняются по мере его плавных изменений. Сложнее дело с перемещением в чужие ландшафты: переселенцы стараются разместиться в ландшафтах знакомого типа, при невозможности озникших, Пассионарность как энергия - избыток биохимической Самым высшим и крупным звеном этнической иерархии являются суперэтносы - этнические системы, состоящие из нескольких этносов, в как правило, одновременно. Например, суперэтносы Российский, Западноевропейская цивилизация, Мир ислама.
-Субэтнос - этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Новые этносы рождаются на границах ландшафных регионов, в зоне интенсивных этнических
контактов. Суперэтносы складываются из этносов. К консорциям относятся кружки, артели, секты и т.д. Если они не распадаются быстро, сохраняются на пртяжении жизни нескольких поколений, то превращаются в конвиксии, то есть в группы людей с однохарактерным бытом и семейными связями.
.
Виды инкультурации. Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре: термин введен Херсковицем в работе 1948; примерно в то же время введен аналогичный по смыслу термин "культурализация", т.к. существовавший к тому Социализация - это усвоение определенных ролей (мать, отец, жена и т.д.), а исполняем их в определенной культуре.
Этносы различаются своей,культурой и Маргарет Мид делит их на три т,ипа: Постфигуративные '-' это ригидные, медленно меняющиеся 'тысячелетиями сохраняющими свои нормы и обычаи. Судьба реб в них ничем не отличается от его далеких предков. . Конфигуративные культуры - это К' европейского типа, динамичные и очень изменчивые, где каждое новое поколение сильно отличается от предыдущего по своим ценностным характеристикам, личностным качествам и пр.. Префигуративная культура - это некая «гостья из будущего», прогноз, план на будущее развитие К Этне/центризм- предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма: 1)восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; 2)рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; 3)представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
. Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Стремиться к этнорелятивизму, который начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир.Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.