Упражнение «Четыре угла - четыре выбора»
Цель: Повышение уровня сплоченности участников.
Этапы игры:
Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах. Члены группы становятся на середину комнаты. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).
Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
Обсуждение игры:
§ Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
§ Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
§ Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Замечания:
Возможные варианты записей:
§ инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
§ города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
§ напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
§ животные: лев, антилопа, змея, орел;
§ здания: вилла, бунгало, замок, храм;
§ знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.
Упражнение «Лови кастрюлю»
Цель: снятие напряжения.
Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.
Упражнение «Правда или ложь»
Цель: Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.
Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Игра «Коллективный счет»
Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительности членов группы.
Участники закрывают глаза. Задача группы – называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры – каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.
Упражнение «Строим мост»
Цель: Осознание своих ролей в групповом взаимодействии.
Необходимые материалы: Много бумаги формата А4, стакан с водой Группа делиться на 2 подгруппы.
Задание: Построить мост из пачки бумаги через реку шириной 50 см. Мост должен выдержать стакан водой. Время выполнения 15 мин.
В конце игры проверяем результаты.
Обсуждение.
§ Какие роли вы увидели? Лидер, исполнитель, генератор идей и т.д.
§ Какую роль играли вы?
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Игра «Эмоции»
Цель: прием, направленный на повышение точности восприятия партнера по общению.
Необходимые материалы: наборы игровых карточек из 6 штук с картинками, на которых изображены проявления эмоций в мимике, и игровые столы, за которыми располагаются игроки.
Сюжет игры: зависит от варианта, который выбрал ведущий. Основная идея игрового сюжета состоит в том, чтобы определить и назвать а) эмоцию, которая будет переживаться большинством/меньшинством участников в определенной (данной) ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же/другую эмоцию, что и сам игрок в определенной (данной) ситуации. В зависимости от точности восприятия (угадывания) игрок получает/теряет очки. По итогам игры называется самый «эмпатичный» игрок. В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке. Затем проводится пробный тур. Ведущий объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: «За экзаменационную работу вы получаете оценку 5 с двумя плюсами». Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации. После этого игроки тянут жребий: «согласование» или «рассогласование». Одновременно игроки должны назвать имя одного из участников. Если им выпал жребий «согласование», они должны назвать имя человека, выложившего одинаковую с ним карточку. В случае жребия «рассогласование» нужно назвать имя человека, положившего другую карточку. При этом жребий оставляется в тайне до раскрытия всех карточек. Затем карточки открываются. В случае, если игрок, верно, назвал имя партнера, он получает 1 очко, если ошибся – минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д. В процессе проведения игры следует соблюдать такие правила: Запрещается намеренно раскрывать свои карты и демонстрировать свой выбор до сигнала ведущего. Если игрок заявляет, что все его партнеры сделали такой же ход, как и он, либо никто не сделал подобного хода, и это подтверждается при раскрытии карт, он получает плюс пять очков, если не подтверждается, то он получает минус пять очков. Каждая новая фаза игры начинается после предыдущей. Последовательность игровых фаз такова:
§ зачитывание ситуации ведущим;
§ выкладывание игровых карточек;
§ раздача жребия;
§ выбор участника по заданию;
§ раскрытие карточек;
§ оценка результатов.
В начале проведения игры необходимо предусмотреть информационную часть, когда ведущий объясняет понятие эмоции, и сообщает ее психологическое содержание. Сообщение ведущего должно быть сделано с учетом особенностей аудитории и контекста ситуации.
Перед началом игры необходимо объяснить, что предлагаемая игра - не карточная, хотя в ней используются карточки, ведется подсчет очков. Самым важным приобретением в этой игре будет более глубокое понимание других людей, их особенностей, побудительных причин.
Ведущий должен принимать участие в обсуждении, побуждать участников к анализу своих переживаний. Особое внимание следует обращать на тех участников, которые часто делают ход «все» или «никто». Как правило, такое поведение свидетельствует о не включенности в игру или переключение с содержательного ее аспекта (постижение переживаний другого человека) на формальный (заработать побольше очков).
Ведущему очень важно организовать обсуждение эмоциональных реакций. Как правило, обсуждение ведется относительно причин возникновения именно этой эмоции. Нередко, однако, выдвигаются на первый взгляд неправдоподобные реакции. Например, для ситуации «Вы получаете пятерку с двумя плюсами за контрольную по математике» одна из школьниц выложила карточку «гнев, ярость», объясняя это тем, что учительница просто издевается над ней, если за такую работу поставила такую оценку.
Несмотря на то, что часто, таким образом, реализуется психологическая защита, иногда стоит предложить аудитории подумать над тем, что может стоять за этой эмоцией в данной ситуации, чем может быть вызвана эта эмоция: индивидуальными особенностями, особенностями опыта (ученица подумала про конкретную учительницу, вызывающую у нее агрессию) и т.п.
Очень важно не навязывать своего мнения игрокам или говорить о неадекватности выбора. Как правило, вопрос об этом поднимают сами игроки. Причем мнение об адекватности-неадекватности той или иной эмоции можно использовать для организации обсуждения некоторых понятий (если это обучающее занятие по психологии), например, фрустрация, тревожность, психологическая защита, эмпатия. Практически на каждой игре возникает проблема переживания так называемых «неправильных чувств».Игра требует некоторой предварительной подготовки («разогрева»). Начинать игру нужно по возможности с комических ситуаций. И лишь в случае высокой включенности и отсутствия сопротивлений предлагать ситуации, вызывающие тревогу. Особо внимательным ведущему следует быть, если участники группы совсем незнакомы друг с другом или давно знают друг друга (учебная группа). В этом случае также возможно сопротивление. Как показывает опыт проведения, в каждой группе был участник, игравший на результат и не принимавший содержательную сторону игры. В этом случае правилами принципиально не предусматривается штрафных санкций. Очень важно самому ведущему правильно отреагировать на ситуацию. Ни в коем случае нельзя оценивать такого игрока или поощрять любые оценки других участников. Обычно мы говорим, что у игры есть два плана – количественный (набрать побольше очков) и содержательный (научиться понимать другого человека). Также ведущему целесообразно обратить внимание на то, что стратегия «набора очков» сразу отслеживается остальными игроками. Кроме того, играть нечестно просто невыгодно (особенно – в многочисленной аудитории). В качестве методического приема для преодоления такого сопротивления можно порекомендовать начинать игру с «мягкого» варианта. При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуется в «наибольшее количество» – «наименьшее количество». Участники игры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всего представлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом – в прочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этот вариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Кроме того, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность ее состоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, а также в фиксировании результатов.
Упражнение «Паутина»
Цель: создает ощущение целостности группы.
Необходимые материалы: клубок с нитками.
Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и передавая клубок участнику говорит ему «Имя, ты мне нравишься, потому что +». И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать. После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужно обратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно, отдавая его тому, кто передал тебе со словами « Спасибо тебе Имя, за то, что ты считаешь меня +»
Заключительная часть.
3.1 Рефлексивный анализ и вербализация.
Назначение: анализ и обсуждение тренинга.
Рефлексия:
Упражнение “Мне сегодня...”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, и ответить на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания?»
Анализ и вербализация:
В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге, в контексте расширение восприятия образа собственного «Я»; результатов ознакомление с приемами, способствующими раскрытию новых ресурсов жизненной энергии.
§ Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
§ Какие чувства испытывали?
§ Что нового узнали о себе, о группе?
§ Как будете использовать эти знания?
§ Чему научились?
§ Как это пригодиться в будущем?
§ Что было важным?
§ Над чем вы задумались?
§ Что происходило с вами?
§ Что нужно развивать на будущее?
Завершение работы
Ведущий благодарит участников, подводит итоги, прощается с участниками[25].
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М., 2011.
2. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая адаптация и дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 2013.
3. Альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р. Р. Римский, С. А.Римская. М., 2015.
4. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудр, 2013.
5. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 2013.
6. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 2014.
7. Беличева С.А. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2013.
8. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2010.
9. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств. М., 2012
10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под. Ред. М. И. Рожкова. М., 2011.
11. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПБ., 2010.
12. Журавлев Д.В Методы психологического исследования. М., 2012
13. Колберг. Л Концепция девиантного поведения подростков. М., 2014.
14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2012
15. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2011.
16. Макарычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. М., 2015
17. Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских отношений. Самара. 2015
18. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев.— М., 2012. — 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).
19. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. Десятый изд., Перераб. и доп. М .: Издат. центр «Академия», 2011
20. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М., 2010.)
21. Осницкий А. К., Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога
22. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. 2013
23. По неписаным законам улицы / под ред. Ю. М. Хотченкова. М., 2015.
24. Практикум по курсу/Девиантное поведение подростков под ред. Н. А. Николавой. Оренбург.:Издат.ОГПУ, 2011.
25. Психология агрессивных и террористических проявлений у подростков / под ред. И. Соковни. М.,2014
26. Реан. А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2013.
27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2011
28. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.,2015.
29. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофила ктика. М., 2011.
30. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М-В-ж, 2012.
31. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М., 2013.
32. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2013.
33. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 2014.
34. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2011.
35. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 2011.
36. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2005.
37. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2015.
38. Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2012.
39. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011.
40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2011.
41. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М., 2005.
42. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2015.
43. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.