Структура дефекта. Общие и специфические закономерности психического развития
Л.С. Выготский вводит понятие структура дефекта – первичный симптом, являющийся следствием биологически обусловленного дефекта, составляет ядро сложного симптомокомплекса (синдрома) и лежит в основе вторичных симптомов. Психологические и биологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияя друг на друга.
Под структурой речевого дефекта следует понимать совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первым, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия.
Сложность анализа структуры дефекта лиц с речевыми нарушениями заключается в том, что речь, как правило, нарушена при всех видах аномалий развития вторично, и первично при собственно речевых расстройствах.
При изучении структуры дефекта важно опираться на положение Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Так, выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей. Общие закономерности –это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития:
· цикличность психического развития (развитие имеет сложную организацию во времени);
· неравномерность психического развития (активное созревание мозга в определенные периоды жизни, отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных);
· пластичность нервной системы (нервная система пластична, а, следовательно, обладает высокими компенсаторными возможностями);
· взаимовлияние биологического и социального в процессе развития.
Наряду с закономерностями общими для нормального и аномального развития выделяют общие для всех типов аномального развития:
· личностные изменения;
· нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации;
· нарушение словесного опосредствования;
· более длительные сроки формирования представлений и понятий;
· риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптации;
Специфические закономерности характерны только для детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией:
· снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор. При речевых нарушениях –это недостаточность слухового восприятия, фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения;
· специфичность формирования психологической системы (субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу, недостаточная социальная адаптация);
· зависимость компенсаторных процессов от времени и качества коррекционной работы.