Теория Джо Луфт и Гарри Ингам
Каждый человек имеет определенный образ «Я». Этот образ формируется на основе реакций близких людей и представлений, фантазий и знаний о себе. От внутреннего представления о себе следует отличать внешний образ «Я» (внешнее проявление себя). Эти два понятия чаще всего не идентичны. Внешний образ «Я» должен создавать условия для взаимодействия. Его создают, используя одежду, поведение, мимику и риторику. С помощью этих проявлений люди стремятся достичь успешной коммуникации. Этот внешний образ, осознанно создаваемый людьми, можно определить как социальный образ «Я» или образ другого лица. Не всегда человек хочет увидеть себя истинного. Ведь при таком исследовании себя можно обнаружить чувства, которые не соответствуют идеальному образу «Я». Так, например, непреклонный карьерист может испытывать такие чувства, как умиление, нежность или грусть. Часто трудно узнать, и что о тебе думают люди из твоего профессионального окружения. В связи с этим может появиться страх перед негативными высказываниями или перед необходимостью оправдываться. Но все же для успешной коммуникации в профессиональной сфере необходимо уметь оценивать как собственное, так чужое представление о себе. Необходимо их знать и уметь управлять ими. Указанные представления должны быть согласованными. Тот, кто отрекается от собственного образа «Я», ведет себя неестественно. Люди передают в сообщениях не только факты, знания или указания, но и чувства, переживания. Поэтому сообщение может быть многозначным. Первое значение – «очевидное», оно формируется на основе сказанного. Второе значение - «скрытое» - формируется на основе того, как это сказано. Эта двойственность не представляет никакой проблемы для общения, если отправитель осознает скрытое содержание сообщения. В таком случае человек легко может исправить оговорку. Трудности возникают только тогда, когда информация сопровождается чувствами и переживаниями, которые отправитель не осознает.
Концепция «Окна Джогари»
Окна Джогари - простая графическая модель, которую разработали Джо Луфт и Гарри Ингам (Joe Luft, Garry lltffham), - позволяет выявить особенности собственного представления о себе и представления других людей. Она показывает разные стороны личности, которые участвуют в процессе общения:
В квадранте 1 представлены те стороны личности, которые человек осознает сам и открывает другим.
Квадрант 2 включает те стороны, которые известны этому же человеку, но скрыты от других. Это проявления, которых многие стыдятся: неуверенность, желания, мотивы, не соответствующие общепринятым нормам человеческого сосуществования. Здесь можно также отыскать собственные реакции на других людей, которые могут кого-то обидеть. Мы многого не говорим партнеру по коммуникации, о чем- то умалчиваем, не даем некоторых советов из опасения, что он может обидеться.
Квадрант 3 содержит такие стороны личности и поведения человека, которые он не осознает, но их замечают другие. Сюда относятся многие ситуации, в которых лживость слов человека проявляется в его поведении: когда шеф бьет кулаком по столу с красным лицом и говорит: «Я не раздражен»; или, когда выступающий с дрожащими руками говорит: «Я чувствую в нашем обществе очень хорошо».
Квадрант 4 включает стороны личности человека, которые недоступны ни ему, ни другим, и скрыты глубоко в подсознании.
Взаимодействиепартнеров строится на различных уровнях.
Наиболее распространенным является первый уровень взаимодействия, когда два человека обмениваются информацией в известной им сфере деятельности. Например, тренеры говорят о содержании их тренингов. Повара обмениваются рецептами. Менеджеры совместно разрабатывают стратегию будущего.
На втором уровне получатель принимает от отправителя информацию, которую последний не осознает. Например, отправитель старается достичь конструктивных и позитивных отношений, но получатель воспринимает сигналы антипатии.
На третьем уровне отправитель сознательно открывает получателю то, что обычно скрывает от других. Так, женщина-менеджер, известная как уверенный тактик, показывает свою слабость на переговорах, когда замечает, что не может достичь своей цели. Она делает это совершенно сознательно в надежде на положительное решение вопроса.
На четвертом уровне получатель реагирует интуитивно и неосознанно на информацию отправителя, которую последний также не осознает.