Технология работы социального педагога
С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
1 этап. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. На данном этапе социальный педагог должен осознать существующие в семье проблемы. Важно понять, почему семья не хочет никаких перемен. Социальный педагог должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, к чему они прикладывают усилия.
2 этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
3 этап. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
4 этап. Диагностика семейного неблагополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовывать в образовательном учреждении, где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, уклонение от ответов на определенные темы, нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи.
5 этап. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Рекомендуется организовывать ее за пределами места проживания семьи. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы при разговоре.
Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволят вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией. Известно, что родители из семей группы риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями - определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.
В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работает социальный педагог. Затем социальный педагог формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.д. В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:
- позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему?
- какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?
- какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?
6 этап. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки или попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.
7 этап. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению восстановительных потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей.
8 этап. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача - не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.
В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.
Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т.п.).
9 этап. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека.
Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизацию, предлагается заключение совместного соглашения. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон - участников соглашения. Пример такого соглашения представлен в приложении данного пособия.
Достоинством данного соглашения является участие в нем семьи ребенка в качестве одной из ответственных сторон, берущих на себя определенные обязательства. Таким образом, достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание соглашения родителями означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения.
10 этап. Социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения, социальный педагог должен рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на родителей и всех членов семьи. Оказание помощи из ближайшего социального окружения может привести к положительным результатам и способствовать изменению семьи и отношения к ребенку.
Как показывает практика, специалисты, работающие с кризисными семьями, более глубоко переживают все, что происходит в такой семье, чем ее члены. При оказании помощи и поддержки неблагополучным семьям задача заключается в том, что социальным педагогам, работающим с семьей, не надо брать на себя роль воспитателя вместо родителей, а наоборот, все внимание надо направлять на взрослых членов семьи, на развитие у них навыков, которые у них есть, активизировать их возможности в воспитании своих детей.
Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, рекомендуется применять практику совместного соглашения между органами опеки как представителями власти семьи. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей.
Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон - участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом.
Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:
1) причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;
2) цель совместных действий сторон;
3) срок действия соглашения;
4) обязанности сторон;
5) права сторон;
6) процедуры совместных действий;
7) оценка эффективности проведенной работы.
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
Мать, отец, дедушка, бабушка | ||
Только мать и отец | ||
Мать и отчим, отец и мачеха | ||
Одна мать, один отец | ||
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | ||
2. | Санитарно-жилищные условия семьи | |
Благоустроенная отдельная квартира | ||
Квартира с родителями супруга(и) | ||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | ||
Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | ||
Комната в общежитии, в бараке без удобств | ||
3. | Доход семьи | |
Могут практически ни в чем себе не отказывать | ||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | ||
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
Живут от зарплаты до зарплаты | ||
Денег до зарплаты не хватает | ||
4. | Педагогический стиль семьи | |
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | ||
Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | ||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | ||
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | ||
5. | Уровень социального здоровья семьи | |
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | ||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке" | ||
В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к алкоголизму | ||
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, отклонения психического развития | ||
Стоят на учете с диагнозом наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение | ||
6. | Ценность детей в семье | |
Дети - главная ценность в семье | ||
Дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством | ||
Дети дополняют супружеские отношения | ||
Дети - элемент социального статуса: "как у всех" | ||
Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства | ||
7. | Отношения семьи со школой | |
Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | ||
Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | ||
Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | ||
Критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | ||
Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы |
Интерпретация полученных данных по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи
Общая сумма баллов - 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
· ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
· от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;
· более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).