Технология работы социального педагога

С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

1 этап. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. На данном этапе социальный педагог должен осознать существующие в семье проблемы. Важно понять, почему семья не хочет никаких перемен. Социальный педагог должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, к чему они прикладывают усилия.

2 этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

3 этап. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

4 этап. Диагностика семейного неблагополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовывать в образовательном учреждении, где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, уклонение от ответов на определенные темы, нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи.

5 этап. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Рекомендуется организовывать ее за пределами места проживания семьи. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы при разговоре.

Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволят вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией. Известно, что родители из семей группы риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями - определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.

В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работает социальный педагог. Затем социальный педагог формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.д. В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

- позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему?

- какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

- какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

6 этап. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки или попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.

7 этап. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению восстановительных потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей.

8 этап. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача - не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т.п.).

9 этап. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека.

Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизацию, предлагается заключение совместного соглашения. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон - участников соглашения. Пример такого соглашения представлен в приложении данного пособия.

Достоинством данного соглашения является участие в нем семьи ребенка в качестве одной из ответственных сторон, берущих на себя определенные обязательства. Таким образом, достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание соглашения родителями означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения.

10 этап. Социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения, социальный педагог должен рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на родителей и всех членов семьи. Оказание помощи из ближайшего социального окружения может привести к положительным результатам и способствовать изменению семьи и отношения к ребенку.

Как показывает практика, специалисты, работающие с кризисными семьями, более глубоко переживают все, что происходит в такой семье, чем ее члены. При оказании помощи и поддержки неблагополучным семьям задача заключается в том, что социальным педагогам, работающим с семьей, не надо брать на себя роль воспитателя вместо родителей, а наоборот, все внимание надо направлять на взрослых членов семьи, на развитие у них навыков, которые у них есть, активизировать их возможности в воспитании своих детей.

Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, рекомендуется применять практику совместного соглашения между органами опеки как представителями власти семьи. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей.

Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон - участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом.

Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:

1) причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;

2) цель совместных действий сторон;

3) срок действия соглашения;

4) обязанности сторон;

5) права сторон;

6) процедуры совместных действий;

7) оценка эффективности проведенной работы.

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

№ п/п Показатели семьи Баллы
1. Состав семьи  
  Мать, отец, дедушка, бабушка
  Только мать и отец
  Мать и отчим, отец и мачеха
  Одна мать, один отец
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники
2. Санитарно-жилищные условия семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира
  Квартира с родителями супруга(и)
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами
  Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами
  Комната в общежитии, в бараке без удобств
3. Доход семьи  
  Могут практически ни в чем себе не отказывать
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности
  Живут от зарплаты до зарплаты
  Денег до зарплаты не хватает
4. Педагогический стиль семьи  
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия
  Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость
  Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям
5. Уровень социального здоровья семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"
  В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к алкоголизму
  Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, отклонения психического развития
  Стоят на учете с диагнозом наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение
6. Ценность детей в семье  
  Дети - главная ценность в семье
  Дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством
  Дети дополняют супружеские отношения
  Дети - элемент социального статуса: "как у всех"
  Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства
7. Отношения семьи со школой  
  Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка
  Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях
  Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери
  Критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний
  Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы

Интерпретация полученных данных по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи

Общая сумма баллов - 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

· ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

· от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;

· более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Наши рекомендации