Качественный анализ взаимодействий

Испытуемый оценивает свои взаимоотношения с каждым из первого списка по пяти переменным:

1. Частота контактирования.

2. Эмоциональная окраска взаимоотношений.

3. Вынужденность контактов.

4. Оказание конкретной материальной помощи.

5. Симметричность взаимодействия.

После проведения всех методических процедур становится возможным выявить следующие параметры социальной сети подростка:

1. Размер сети - это количество лиц, которых нарисовал респондент. Размер сети для здоровых, нормально адаптированных детей 10-30 человек. Если их меньше 10, то следует говорить о сужении социальной сети и внимательно анализировать качественные показатели.

2. Плотность сети измеряется для того фрагмента сети, который называется ядром. В него входят люди, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения. Показатель плотности - это число связей между членами этой выборки, деленное на число потенциально возможных связей. Если этот показатель приближается к единице, то можно говорить о чрезмерно плотной социальной сети, что является признаком социального неблагополучия.

3. Число родственников. Если их количество в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем, у него могут наблюдаться проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

4. Количество инструментальных поддержек. Это люди, которые помогают в домашних делах, участвуют в обсуждении учебных и профессиональных проблем, могут помочь материально.

5. Количество эмоциональных поддержек. Число лиц, с которыми обсуждаются личные проблемы, чьи советы принимаются.

6. Количество социальных сфер деятельности (ранг социализации). Каждому респонденту присваиваются баллы за участие в разных видах деятельности - учебная, игровая, спортивная и др.

7. Количество друзей. Сюда входят люди, с которыми подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения.

В результате проведенного исследования выясняется количество и основные характеристики людей, включенных в социальную сеть подростка, ее ядро. Социальный педагог получает достаточно полное объективное представление о характере взаимодействия подростка с окружающими и, что особенно важно, кто и какой вид поддержки ему оказывает, а также кому из социальной сети помогает сам подросток.

Диагностика и исследование социально-значимой сети ребенка

Методика «Моя Вселенная»

Предложите детям заполнить карту «Моя вселенная». Для выполнения задания потребуются цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы.

Попросите детей нарисовать на альбомном листе солнышко, поясните, что солнышко - это они сами: «Ведь вы действительно являетесь солнышком в жизни близких вам людей, обогреваете теплом, лаской и даете радость. А значит, лучи солнышка - это достоинства вашей личности. Назовите их. Это могут быть как достоинства характера, так и отличительные черты внешности - доброта, общительность, чувство юмора, ответственность, красивые глаза и т.п. Отразите в солнышке самого себя, обозначив свое «Я».

Нарисуйте в своем пространстве Вселенной планеты. Планеты - это значимые для вас люди. Назовите планеты их именами.

Планета может носить имя реального или вымышленного персонажа, исторического героя, чья жизнь, судьба, характер, поступки произвели на вас особенное, глубокое впечатление, кем Вы, возможно, восхищаетесь, гордитесь.

На карте своей Вселенной обозначьте звездочками наиболее яркие, оставившие в вашей душе неизгладимый след, впечатления.

По желанию обозначьте туманности, облака, тучи, иначе говоря, ваши проблемы. Подумайте, что или кто может повлиять на то, чтобы облака, тучи рассеялись, туманности развеялись. Соедините их линиями, сделайте выводы, что поможет вам решить ваши проблемы.

Интерпретация: После заполнения воспитанниками карты Вселенной проанализируйте:

- восприятие ими образа «Я»;

- самооценку (размер солнышка, расположение его на листе, лучи и т.д.);

- эмоциональное состояние (какие цвета использованы);

- качества личности (что нарисовано в солнышке, лучах);

- влияние референтных лиц (планеты);

- выбор занятия, значимого в жизни.

После продолжительной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками проведите занятие по данной методике снова. Сравните и проанализируйте, что изменилось в карте Вселенной, в его жизни и почему. Совместно сделайте выводы.

Методика «Референтные лица»

Ребенка просят указать не менее 10 человек в социуме, общение с которыми имеет для него большое значение. Ребенок должен отметить, кто ему наиболее близок и составить своеобразную цепочку. Например: Я→ мама →Сергей К. → тренер …

Приложение 15

Наши рекомендации