Психолого-педагогический анализ и самоанализ урока
Общие сведения:
· школа, класс, дата проведения урока;
· тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
· какие средства обучения использовал учитель;
· подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4
· как подготовлена классная доска к уроку;
Содержание урока:
· соответствует ли содержание программе, задачам урока;
· формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
· с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
· как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
· какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
· как осуществлялись межпредметные связи;
· соблюдались ли внутрипредметные связи;
· способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
· какой тип урока избран, его целесообразность;
· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
· каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
· соответствие структуры урока данному типу;
· как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения:
· в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
· с какой целью использовался каждый вид наглядности;
· как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
· в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
· какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
· как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
· как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
Методы обучения:
· в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
· какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
· какие методы способствовали активизации учения школьников;
· как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
· какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
· как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
· как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
· осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
· как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
· правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
· как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
· какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
· как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
· умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
· показ учащимся рациональных способов учебной работы;
· определение объема учебного материала на урок;
· поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;
· роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
· организованность и активность на разных этапах урока;
· адекватность эмоционального отклика;
· методы и приемы работы, уровень их сформированности;
· отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
· уровень усвоения основных знаний и умений;
· наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
· выполнение плана урока;
· мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
· уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:
1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;
· общая оценка результатов и эффективности урока;
· рекомендации по улучшению качества урока.
Приложение 11
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
— психолого-педагогический;
— предметно-содержательный (анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).
Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения
- Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия
Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.
Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.
Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).
Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?
Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?
2. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия
На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?
Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?
Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?
Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?
Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?
Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?
Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?
3. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия
Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?
Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?
В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?
Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?
Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?
Дисциплина школьников.
Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?
4. Общая оценка мероприятия
Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?
Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?
В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)
Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?
Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?
Схема составления плана-конспекта внеклассного воспитательного мероприятия
1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
2. Цели и задачи.
3. Форма организации.
4. Время проведения мероприятия.
5. Используемые методы.
6. Оборудование мероприятия (ТСО и средства наглядности).
7. Используемая при подготовке к занятию литература.
8. План проведения занятия.
9. Ход мероприятия — сценарий (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом, характеризуя происходящую деятельность).
10. Полученные результаты.