Алгоритм работы по составлению психологической характеристики учащегося
1. Цель изучения личности учащегося.
На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого ребёнка/подростка. Какие трудности Вы испытывали во взаимоотношениях с ним.
2. История развития ребенка/подростка.
В этой части характеристики важно описать историю школьной жизни ученика. Какие события в прошлом могли повлиять на формирование характера школьника, его отношения с окружающими. Здесь же опишите, что Вам известно о семье и близких людях ребёнка/подростка.
3. Методы изучения личности.
Для более глубокого анализа Вам потребуется выбрать специальный метод психологического исследования. Выбор метода будет зависеть от необходимости изучения какой-либо из сторон личности учащегося. Для изучения личности мы предлагаем Вам различные направления: изучение эмоциональной сферы учащегося (тревожность, эмоциональность, агрессивность), структуры самосознания (самооценка, цели и ценности, направленность личности и т.д.), структуры мотивации учебной деятельности, особенностей взаимоотношений с окружающими.
Для исследования можно использовать один или несколько методов. При диагностике важно соблюдать инструкцию и всю процедуру исследования, указанную в методике. Многое зависит от того, находитесь ли вы в контакте с учеником. Результаты тестов (бланк ответов) прилагаются к характеристике. После основных выводов нужно проанализировать результаты и описать, насколько они совпадают с Вашими наблюдениями за учеником. Далее нужно выделить рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с этим ребёнком/подростком.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольника
III. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя (в учебной характеристике только имя) __________________
Дата рождения (в учебной характеристике только возраст) ______________
Общее физическое развитие _________________________________________
Состояние здоровья (в учебной характеристике только общие сведения)__________________________________________________________
Состав и особенности семьи (в учебной характеристике не указывается)______________________________________________________
IV. Особенности жизни ребенка в семье (в учебной характеристике не заполняется).
1. Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше общается, к кому больше привязан).
2. Организация деятельности ребенка в семье (чем чаще всего занимается ребенок, играют ли с ним; если «да», то во что и с кем). Помогает ли ребенок взрослым. Есть ли у него игрушки, кто их убирает, есть ли детский уголок.
V. Игра – основной вид деятельности ребенка.
1. Участие в играх. Какие виды игр предпочитает ребенок (процессуальные или ролевые)? Если ролевые, желательно указать, какой вид игры привлекает ребенка: на бытовые темы, с производственным, общественно-политическим сюжетом.
2. Выполняемые в играх роли (разные, одни и те же).
3. Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей).
4. Продолжительность игры. Если ребенок прекращает играть раньше товарищей, следует выяснить причину этого (мотивировку самого ребенка и наблюдения педагога).
5. Сравнить позиции ребенка (самоуверен, уверен, неуверен) в игровой, трудовой, учебной деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях. Если позиции в перечисленных видах деятельности разные, установить, в чем состоит это различие, его причины.
VI. Особенности отдельных познавательных процессов.
1. Уровень развития познавательных психических процессов в соответствии с возрастом и в сравнении с другими детьми.
2. Уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает у него (диалогическая: уровень ее развития, наличие таких элементов, как указания, оценки, согласования, называние действия; монологическая : уровень ее развития, построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи (все ли фонемы произносит, если нет, какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове). Словарный запас (большой, средний, минимальный) в соответствии с возрастными нормами. Построение предложений (правильное, неправильное).
VII. Особенности интересов дошкольника.
1. Перечислить все, что его интересует: музыка, рисование, рассказы других детей и взрослых, сам пытается рассказывать и пр.; как это все получается.
VIII. Общая характеристика поведения.
1. Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
2. Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время).
3. Подчинение требованиям взрослого (охотно, в силу принуждения; часто ли отказывается выполнять требования, какие именно). Наиболее типичные нарушения дисциплины.
VII. Взаимоотношения с детьми.
1. Отношения ребенка к товарищам по группе (любит, равнодушен, не любит). На чем строится это отношение.
2. Отношение детей к ребенку (любят, равнодушны, не любят).
VIII. Особенности характера.
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, настойчивость, эгоизм, повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость и т.д.).
2. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное).
3. Устойчивость настроения. Что чаще всего вызывает смену настроения?
4. Отношение к своим успехам и неудачам (в игре, труде, учебе, на занятиях по музыке и физкультуре).
IX. Отношение к детскому саду и педагогам группы.
1. Любит ли бывать в детском саду?
2. Взаимоотношения с педагогами группы (отношение педагогов к ребенку, его отношение к ним, основа, на которой строятся отношения). Какой вид общения преобладает (познавательный, деловой, личностный)?
3. Способы воздействия на ребенка со стороны педагогов и его результаты.