Развитие произвольного поведения дошкольников подготовительной группы
Развитие произвольного поведения дошкольников подготовительной группы
А.Е. Данилова
педагог-психолог дошкольного структурного подразделения «Теремок» ГБОУ Школа № 2129 им. Героя Советского Союза П.И. Романова, Москва
Среди показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного обычно выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также определенный уровень развития психических функций и предполагает несколько составляющих:
· мотивационную готовность — наличие у ребенка желания учиться и, как следствие, ответственного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к себе как учащемуся;
· интеллектуальную готовность — сформированность определенных умений и навыков (способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы), образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность;
· эмоционально-волевую готовность — способность к подчинению правилам и требованиям, способность управлять и контролировать свое поведение (произвольность).
Среди показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного обычно выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их. Произвольность поведения — необходимое условие успешного обучения в школе.
Формируется произвольное поведение в ролевой игре с другими детьми, что позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, т. к. коллектив корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу — самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно (Д.Б. Эльконин).
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Как отмечает Е.О. Смирнова, именно в ней дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
В такой игре средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Однако осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.
Осознанность проявляется прежде всего в сознательной постановке целей, в понимании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т. д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.
Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в первый класс обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому на этапе подготовки к школе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить специальные игровые сеансы по развитию произвольности. Исходя из этого и с учетом вышесказанного в структурном подразделении «Теремок» ГБОУ Школа № 2129 им. Героя Советского Союза П.И. Романова в 2011 году был разработан комплекс игровых сеансов «Волшебная поляна»(приложение).
Задачи комплекса:
· развить умение воспитанников ориентироваться по словесной инструкции;
· развить умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
· развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
· развить умение распознавать собственные эмоции и управлять ими;
· сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
· сформировать умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре.
Комплекс включает семь игровых сеансов:
1. «Волшебный лес».
2. «Морское царство».
3. «Музыкальная страна».
4. «Волшебное королевство».
5. «Военный парад».
6. «Мультяшная страна».
7. «Школьный урок».
Периодичность проведения: 1–2 раза в неделю.
Продолжительность игрового сеанса: не более 30 мин.
Количество человек в группе:6–8.
Комплекс игровых сеансов используется в течение учебного года между проведением плановой и контрольной диагностикой, направленной на определение уровня психологической готовности детей к школьному обучению.
Приложение
Ход игрового сеанса
Игра на внимание
Инструкция.Участникам предлагается встать в круг. Педагог-психолог перечисляет различных животных. Задача детей: поднять руки вверх — если он называет птицу, присесть — если животное.
Игра «Волк и зайцы»
Инструкция.Участники встают в ряд спиной к педагогу-психологу, закрывают глаза. Педагог-психолог тихо дотрагивается до одного из них — это «волк», остальные — «зайцы». По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Педагог-психолог спрашивает: «Волк, где ты?» «Волк» не отзывается. Когда вопрос прозвучит в третий раз, «волк» начинает рычать, а затем ловить «зайцев». Если «заяц» успел присесть на корточки, его трогать нельзя. Все пойманные участники выбывают из игры. Выигрывает тот, кого «волк» не смог поймать.
Ход игрового сеанса
Игра «Что изменилось?»
На столе разложены различные предметы морской тематики.
Инструкция педагога-психолога: Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые лежат перед вами. Рассмотрите их и постарайтесь запомнить… Сейчас я буду вызывать по одному каждого из вас. Игрушки на столе я буду менять местами, какие-то из них убирать или, наоборот, добавлять. Ваша задача — отметить, что изменилось. Отвечать будет тот ребенок, которого я спрашиваю. Остальные — рот на замок. Условия игры понятны?..
Примечание. Педагог-психолог играет с каждым из детей.
3. Игра «Море волнуется…»
Инструкция.Дети делятся на две группы и получают ленты. Первая группа изображает ветер, вторая — морские волны, после чего меняются местами. Задание постепенно усложняется: участникам предлагается изобразить слабый, сильный, очень сильный ветер и по той же схеме — море.
Игра «Да и нет»
Инструкция.Детям предлагаются вопросы, отвечая на которые необходимо выполнить условие — нельзя говорить «да» и «нет».
Вопросы:
· Ты девочка (мальчик)?
· Соль сладкая?
· Морская звезда мяукает?
· Рыбки плавают?
· Кошка — это птица?
· Ветер дует?
· Зимой шуба греет?
· У тебя есть нос?
· Игрушки живые?
Ход игрового сеанса
Игра «Узнай по звучанию»
Инструкция педагога-психолога: Вы, наверное, уже обратили внимание на музыкальные инструменты, которые здесь находятся. Назовите, пожалуйста, какие из них вы знаете… Сейчас мы вместе с… (называет имя, отчество музыкального руководителя) сыграем вам на каждом из них, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат (на этом этапе детям также предоставляется возможность сыграть на музыкальных инструментах)…
А теперь вы закроете глазки и будете слушать. Ваша задача — определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал… Отвечать будет тот, кого я назову. Правила всем понятны?..
Игра «Король сказал»
Инструкция.Дети встают в круг. Ребенок, изображающий короля (он облачается в королевскую одежду, надевает корону), показывает любые различные движения. Задача детей — повторить движения, но только в том случае, если он произнес «Король сказал!». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет любое задание участников игры.
Усложнение: вместо «сказал» король может произнести «говорит, просит, требует» и т. п. Правильным считается повторение движений только после слов «Король сказал!».
Игра на внимание
Инструкция.Дети двигаются по кругу под музыку. Услышав словосочетание «волшебное королевство», они должны хлопнуть в ладоши.
Игра «Молчим и не смеемся»
Инструкция.Участники садятся в круг. Водящий (сначала это педагог-психолог) ходит по кругу, задает вопросы, показывает нелепые движения. Задача участников — повторять действия ведущего, но без слов и не смеясь. Кто нарушит условие, становится водящим.
Ход игрового сеанса
Игра «Часовые»
Педагог-психолог: Посмотрите-ка, да здесь письмо. И адресовано оно вам. На конверте так и написано «Детям с волшебной полянки». Прочитаем его?..
«Дорогие дети, обращаются к вам жители всех сказочных царств-королевств! Нам очень нужна ваша помощь! У нас есть волшебный кубок, который необходимо охранять от злых волшебников, а часовых не хватает. Кто из вас сможет стать часовым и сохранить волшебный кубок?» |
Дети, сможем мы помочь жителям сказочных царств-королевств?.. Сохраним кубок?..
Инструкция.Дети поочередно по двое встают слева и справа от стола, на котором стоит кубок. Задача — простоять молча и не двигаясь в течение 30 с — 1 мин (при хорошей динамике время можно увеличить до 2 мин). По истечении времени часовые меняются (здесь можно предложить детям придумать свой ритуал смены часовых).
Пока одни участники охраняют кубок, другие под звук барабана двигаются по кругу. Задача — как только звук обрывается, необходимо замереть на месте. Кто пошевелится — выбывает из игры.
Примечание.Во время игры педагог-психолог следит за тем, чтобы дети четко выполняли инструкции. Если у кого-то из них не получается с первого раза выполнить все условия, необходимо дать возможность сделать это еще раз, чтобы дети не ушли с игрового сеанса с опытом неудачно выполненного действия.
Игра «Собираемся в поход»
Инструкция. Участники делятся на две команды. На столе раскладываются вещи из набора туриста, а также различные игрушки.
Задача — собрать рюкзак. Каждый из участников по очереди кладет в него ту вещь, которая будет необходима в походе (без подсказок со стороны).
Ход игрового сеанса
Ход игрового сеанса
Игра «Собираем портфель»
Инструкция.Участники делятся на две команды. Перед каждой из них на столе раскладываются школьные принадлежности, перемешанные с различными игрушками и посторонними предметами. Задача на первом этапе — отобрать только школьные принадлежности. Задача на втором этапе — собрать портфель. Выигрывает та команда, которая первой это сделает.
Развитие произвольного поведения дошкольников подготовительной группы
А.Е. Данилова
педагог-психолог дошкольного структурного подразделения «Теремок» ГБОУ Школа № 2129 им. Героя Советского Союза П.И. Романова, Москва
Среди показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного обычно выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также определенный уровень развития психических функций и предполагает несколько составляющих:
· мотивационную готовность — наличие у ребенка желания учиться и, как следствие, ответственного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к себе как учащемуся;
· интеллектуальную готовность — сформированность определенных умений и навыков (способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы), образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность;
· эмоционально-волевую готовность — способность к подчинению правилам и требованиям, способность управлять и контролировать свое поведение (произвольность).
Среди показателей психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве наиболее важного обычно выделяют произвольность, главная черта которой — осознанность действий. Без осознания своих действий, эмоций невозможно управлять ими и контролировать их. Произвольность поведения — необходимое условие успешного обучения в школе.
Формируется произвольное поведение в ролевой игре с другими детьми, что позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, т. к. коллектив корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу — самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно (Д.Б. Эльконин).
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Как отмечает Е.О. Смирнова, именно в ней дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
В такой игре средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Однако осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.
Осознанность проявляется прежде всего в сознательной постановке целей, в понимании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т. д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.
Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в первый класс обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому на этапе подготовки к школе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить специальные игровые сеансы по развитию произвольности. Исходя из этого и с учетом вышесказанного в структурном подразделении «Теремок» ГБОУ Школа № 2129 им. Героя Советского Союза П.И. Романова в 2011 году был разработан комплекс игровых сеансов «Волшебная поляна»(приложение).
Задачи комплекса:
· развить умение воспитанников ориентироваться по словесной инструкции;
· развить умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
· развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
· развить умение распознавать собственные эмоции и управлять ими;
· сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
· сформировать умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре.
Комплекс включает семь игровых сеансов:
1. «Волшебный лес».
2. «Морское царство».
3. «Музыкальная страна».
4. «Волшебное королевство».
5. «Военный парад».
6. «Мультяшная страна».
7. «Школьный урок».
Периодичность проведения: 1–2 раза в неделю.
Продолжительность игрового сеанса: не более 30 мин.
Количество человек в группе:6–8.
Комплекс игровых сеансов используется в течение учебного года между проведением плановой и контрольной диагностикой, направленной на определение уровня психологической готовности детей к школьному обучению.
Приложение