Просмотр логопедического занятия по коррекции заикания с детьми дошкольного возраста (подготовительной группы) студентки 5 курса, группы лого-1 Емельяновой Ирины.

Время занятия: 30 минут;

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель: Дестабилизация устойчивого патологического состояния.

Задачи:

- коррекция общей и мелкой моторики средствами логопедической ритмики и релаксации;

- работа над просодическими компонентами речи;

- постановка диафрагмального дыхания;

- работа над правильной артикуляцией;

- формирование плавной, свободной от судорог речи (речь под метроном);

- обогащение и активизация словаря по лексической теме «Домашние животные»;

- развитие самоконтроля;

- развитие навыков словообразования (детёныши животных).

Оборудование: метроном; игрушка из настольного театра на пальцы (собака/кошка); иллюстрация с изображением миски с едой; иллюстрация с изображением деревенского дома; мягкая игрушка (щенок).

Ход занятия:

Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент (речь под метроном): Ручки, ножки, глазки. Меня зовут Ирина Геннадьевна. Здравствуйте, ребята. Вдох ...   Дети произносят: (вдох) Здравствуйте, Ирина Геннадьевна.
2. Развитие мелкой и общей моторики, работа над голосом: - Приготовили правую ручку. Я говорю. Вы выполняете движения. Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, Два задумчивых щенка: “Гав-гав!”, Два весёлых жеребенка: “Иго-го!”, Два приветливых козлёнка: “Ме-ме!”. Левую ручку … Обе руки… - Соединим ручки. Повторяйте за мной движения, изображая голоса животных. Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, Два задумчивых щенка: “Гав-гав!”, Два весёлых жеребенка: “Иго-го!”, Два приветливых козлёнка: “Ме-ме!”, Два упитанных телёнка: “Му-му!”. - Поиграем с метрономом. Ловим стрелочку. Двигаем рукой. - Встаём. Повторяйте за мной. Ручки на пояс. Потопаем ножкой. Теперь другой. Ладошки хлопают по ногам. Хлопаем по плечикам. Руки крест на крест – по груди. В ладоши перед собой. В ладоши за собой. Ребята, я что-то слышу. Возьмёмся за руки. Идём тихо-тихо. На носочках.     Дети соединяют пальцы в кольцо на одной руке;   на обеих руках.     Каждый ребёнок подходит и ловит стрелочку. Одной рукой/ другой рукой.   Дети выполняют движения, сидя на стульчиках.     Дети топают ножкой (отрывая от пола только носочек);   хлопают по бёдрам; по плечикам; по груди; в ладоши.     Дети идут за логопедом на носочках.
3. Развитие мелкой моторики: Вот мы вышли к дому. Дом весь в снегу… Ребята, какое сейчас время года? Кто назовёт зимние месяцы? Что будет после зимы?...после весны...лета...осени... Дом охраняет собака. Хозяин забыл её накормить. Накормим её. Выходите по одному. Шагаем через пустые миски.   Дети отвечают, что сейчас зима, называют зимние месяцы.     Дети надевают на пальцы игрушку из настольного театра.
4. Актуализация словаря по лексической теме «Домашние животные», развитие навыков словообразования (детёныши животных): - Накормили собаку. Собака ест корм. А ещё? Накормим и других зверей. К нам подошла корова. Что она ест? Кошка что ест? Что ест лошадь? Накормили всех. - Прибежали детёныши. Они не могут найти своих мам. Поможем им. Если у козы козлёнок, то у кошки… У коровы… У лошади… У собаки…     Дети отвечают, что собака ест мясо, кости; корова ест траву летом, сено зимой, хлеб; кошка ест мышей/корм, пьёт молоко; лошадь ест траву, сено, морковку, сахар.   Дети отвечают, что у кошки котёнок; У коровы телёнок; у лошади жеребёнок; собаки щенок.
5. Формирование плавной, свободной от судорог речи (речь под метроном): - Вот прибежал щенок. Расскажем ему стихотворение. У щенка четыре лапы, Ушки и забавный хвост. Он пушистый и лохматый. И прохожих лижет в нос. Посмотрите ребята. Вот какой хвост у щенка, ушки, лапки (детям дают игрушку щенка). Щенок много бегал. Устал и захотел отдохнуть. И мы отдохнём.   Дети повторяют за логопедом.  
6. Релаксация: Ляжем на ковёр. Ручку на животик. Подышим. Громко/тихо. Голову на бочок (выключается свет, включается музыка). Реснички опускаются… Лежат расслабленно на коврике. Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... (Два раза) Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... ноги тоже отдыхают... Отдыхают... засыпают... (Два раза) Шея не напряжена и рассла-а-бле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется. (Два раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык! Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Всем открыть глаза и встать! Кулачки сжимаем. Ручки поднимаем. Потянулись. И тихонько сели.   Дети дышат.  
7. Артикуляторная гимнастика: - Садимся к зеркалу. Поиграем с язычком. Ручки на коленочках. Берут стулья, садятся возле зеркала. Я расскажу вам сказку. Толстые внуки приехали в гости, С ними худые – лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистили мы свои верхние зубы Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Губы сожмем мы и рот пополощем. И самоваром пыхтим, что есть мочи. Блюдца поставим – положат блины нам. Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. Блинчик жуем, завернем и прикусим. Блинчик с вареньем с малиновым вкусным. Чашки поставим, чтоб чаю налили. На нос подули мы – чай остудили. Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак – мы губки оближем. Бабушка шила, а Барсик катушкой Бегал как будто с живою зверюшкой. Бабушке нашей всегда помогаем: Нитки в иголки мы ей продеваем. Бабушка швы на машинке строчила И на зигзаг ее переключила. Петли иголкой она обметала, Пуговки круглые попришивала. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. После качелей мы в прятки играли, Прятались на чердаке и в подвале. Дедушка скачет на лошади ловко, Звонкие вязнут на глине подковки. Вот замедляет лошадка шажочки, Вот на опушке мы видим грибочки. Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла». - Прижали язычок губками, мнём и поём песенку. -Укусили язык - поём Ыыыыы. Открываем – поём Аааа, Уууу, Оооо. -А теперь прилетел дятел. Улыбаемся … Язык наверху, стучим язычком: Д-д-д … -Теперь сделаем балалаечку. Ложись головкой на мои коленочки. Постучи язычком как дятел. А теперь протяжно Дддд…     Дети берут стулья, садятся возле зеркала. Дети отвечают, что они в деревне. Дети надуваем щеки; втягиваем щеки; губы в широкой улыбке, видны зубы; губы тянутся вперед; снова широкая улыбка; широкий язык за верхними зубами; движения широким языком; языком за нижними зубами; поочерёдное надувание щёк; надувание обеих щёк с выпусканием воздуха через губы; широкий язык лежит на нижней губе; подуть на широкий язык; жуём распластанный язык, прикусываем, завернув за нижние зубы; облизать широким языком верхнюю губу спереди назад; широкий язык кверху чашечкой; подуть с «чашечки» вверх; «чашечка» двигается вперёд-назад; кончик языка облизывает губы по кругу; кончик языка зацепляем за нижние; губы и двигаем язык вперёд-назад;   узкий язык вытянут вперёд; узкий язык двигается вперёд-назад; узкий язык двигается влево – вправо; кончик языка кругом за губами; кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается; втолкнуть его в рот; широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы; широкий язык под верхнюю губу; широкий язык - под нижнюю губу; щёлкаем языком; цоканье на верхней губе; цоканье с натяжением связки­ языка; присасываем язык к нёбу, широкий язык; ходит вперёд-назад по верхней губе, с голосом.   Дети мнут язычок губками;   Произносят Ы с прикушенным языком, потом открывают рот и произносят А; Соска на ребре, язык вверху, ударяют языком о соску.   Кладут голову на колени логопеда; делают «дятла».
8 Итог занятия: До свидания, ребята. Что мы сегодня делали/ во что играли/с чем играли? Похвалим себя: УМНИЦА!   Дети прощаются. Дети отвечают.   Дети хвалят себя.

Наши рекомендации