Самооценка профессионально-педагогической мотивации
Назначение. Данная методика позволяет определить, на какой ступени мотивационной
лесенки находится исследуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или
эпизодическое, поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или
развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес,
или достигается вершина - профессиональная потребность сознательно изучать
педагогику и овладевать основами педагогического мастерства.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, приведенные ниже утверждения. Вам необходимо
обвести букву, соответствующую вашему ответу. Если вы всегда делаете то, что
написано в утверждении, то обведите букву В, если вы поступаете так не всегда,
но часто, то обведите) букву Ч, если вы считаете целесообразным ответить «не
очень часто», то обведите буквы НОЧ, | если вы так поступаете редко, то
обведите букву Р и, наконец, если вы этого не делаете \ никогда, то обведите
букву Н.
Вам стоит проверить себя, так как первый шаг к мудрости - это познание самого
себя. , Об этом люди говорят с глубокой древности.
Бланк ответов
А Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей. В Ч НОЧ Р Н Б Жду с
нетерпением «дня ШКОЛУ, ситуаций общения с ребятами и педагогами, R Ч НОЧ Р Н
когда можно активно учиться, работать в школьных условиях. В Считаю, что
лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно В Ч НОЧ Р Н
Г Останавливаюсь и читаю материал, представленный в школьном методическом В
ч ноч Р Н д Покупаю по возможности книги и брошюры о
педагогическом опыте, по психо- В ч НОЧ Р Н логии. Е Обращаю внимание на
педагогические ситуации только тогда, когда в них име- В ч ноч Р Н ются
интересные конфликты, интригующие факты. Ж Делаю выписки (по возможности и
вырезки) из журналов и газет о работе школ и В ч НОЧ Р н учителей, опроблемах
современной молодежи. 3 В ч НОЧ Р бирэю собственную библиотечку из них.
И Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на
приоб- В ч НОЧ Р Н ретение педагогической литературы время и средства не трачу.
К Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только в часы, отведенные на
R ч Р н педпрактику. Л Охотно принимаю участие в анализе ситуаций,
возникающих в школе; стараюсь В ч НОЧ Р н при этом кое-что записать. м
Принимаю участие в организационных беседах с учителями только тогда, когда В ч
НОЧ Р Н Н Ищу материал, освещающий инновационные процессы в
образовательных уч- в ч Р Н реждениях, в сферах информационных услуг. 0
Люблю работать с педагогической и психологической литературой в читальном в ч
НОЧ Р Н зале, в библиотеке, дома в свободное время, люблю решать
педагогические задачи. п К семинарским и практическим занятиям делаю
прежде всего то, за что надо в ч НОЧ Р Н отчитаться (что будут проверять).
Р Обложку педагогического реферата стараюсь оформить красиво ino крайней мере
в ч НОЧ Р Н аккуратно}, так как считаю, что это показывает мое прилежание, мое
лицо. с Соглашаюсь выступать на педагогическом кружке, на конференции. G ч
НОЧ Р Н т Проявляю любопытство в работе с классом моих товарищей по группе,
которые В ч НОЧ Р Н
Обработка и интерпретация результатов
Ответ «всегда» оценивается 5 баллами, ответ «часто» - 4 баллами, ответ «не
очень часто» 3 баллами, ответ «редко» -2 баллами, ответ «никогда» - 1 баллом.
Ключ к определению профессионально-педагогической мотивации (ППМ):
Б+3+0 = профессиональная потребность;
Д+Л+С = функциональный интерес;
А+Ж+Н = развивающаяся любознательность;
Г+К+Р = показная заинтересованность;
Е+М+Т = эпизодическое любопытство;
В+И+П = равнодушное отношение.
Оценка уровней ППМ;
11 и более баллов - высокий уровень ППМ;
10-6 - средний уровень ППМ;
5 и менее - низкий уровень ППМ.
Примечание. .Данная методика адаптирована Н. П. Фетискиным.
2.3.5. Самооценка мотивационных состояний школьника (О. С. Гребенюк)
Инструкция. На горизонтальных линиях отражены пятиминутные интервалы урока.
Каждая линия характеризует то или иное твое состояние. Например, на первой
линии ты должен Указать, сколько времени у тебя уходит на то, чтобы включиться
в ход урока. Для этого на соответствующей линии обведи кружочком то количество
минут, которое ты обычно затрачиваешь (я на уроке жду звонка от родителей).
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, ты Й0шел бы в школу или остался дома?
а) не знаю
б) остался бы дома в} пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка и интерпретация результатов
В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме
таблицы:
Уровня мотивации № вопросов Кол-во баллов
1 2 3 4 S 6 7 8 9 10 Высокий Б В В А Б Б А Б Б А Средний А Б А Б В А Б А А Б
1_Лизкий В А Б В А В В В В В
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2
балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем
подсчитывается общая баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по
следующим диапазонам:
14- 20 баллов - высокий уровень;
7-13 баллов - средний уровень;
1-6- низкий уровень.
2.3.7. Диагностика мотивационно-педагогических предпочтений (П. Торранс)
Инструкция. Вам предложены некоторые качества, которые встречаются у ваших
учеников. Пожалуйста, отметьте знаком«+»те качества, которые вм нравятся в
ваших учениках, а значком «-»то, что не нравится.
1. Дисциплинированный
2. Неровно успевающий
3. Организованный
4. Выбивающийся из общего темпа
5. Эрудированный
6. Странный в поведении, непонятный
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист)
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
10. Занятый своими делами (индивидуалист)
11.Быстро, на лету схватывающий
12. Не умеющий общаться, конфликтный
13. Общающийся легко, приятный в общении
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
По Торрансу, качества, имеющие четные номера, чаще всего характеризуют
творчески одаренных детей, но наши исследования показывают, что учителям чаще
нравятся в их учениках «нечетные» качества.
Что касается проблемы обучения детей с задержкой психического развития, то
здесь еще больше трудностей. Недостаточное знание этой категории детей и
непонимание их особенностей приводят к отрицательному отношению к ним педагогов
и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей глупыми, бестолковыми.
Все это приводит к возникновению у детей отрицательного отношения к школе и
учению, стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях
деятельности, что находит свое выражение в нарушении дисциплины, вплоть до
асоциального поведения. В результате такой ребенок не только сам ничего не
получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.
Для решения проблемы предлагается разноуровневое обучение школьников или
классы выравнивания.