Сравнительная характеристика ПТ и ПК
История возникновения направлений психологической помощи. (Соколова)
Долгие годы до 70-ых г.г. 20 в. Психотерапия традиционно трактовалась как область медицины. Существовал полуофициальный запрет на занятие психотерапией психологами. Начиная с 80-ых годов ПТ стали заниматься университетские специалисты-психологи (в основном выпускники факультетов психологии МГУ и ЛГУ).
С конца 70-ых годов на факультете психологии МГУ:
- начали разрабатываться курсы по теории и практике психологического консультирования,
- открылась первая в Москве семейная психологическая консультация,
- в Ленинграде, в Институте им. В.М. Бехтерева, в Москве на базе клиники неврозов, стали активно внедряться методы работы с больными неврозами
Однако, такой психотерапевтический бум в среде психологов отличался чрезмерным эклектизмом – чрезмерным и поверхностным увлечением всеми существующими направлениями. Что наблюдается и на сегодняшний день и отличает отечественную психотерапию от западной.
В связи с этим до сих пор существует путаница с содержательным разделением понятий ПТ и ПК. Рассмотрим некоторые подходы к разграничению этих понятий (Осипова).
Критерии | Психотерапия | Психокоррекция (немедицинская психотерапия) |
Понятие | Система медико- психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний (Немов) | Совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии и поведения психически здорового человека. ПК подлежат недостатки, не имеющие органической основы. (Немов) |
Объект | Ориентирована на клинически нездоровую личность или невротика. | Ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера. А также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь. По Малкиной-Пых – ПК – это воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых людей» с дезадаптивным поведением и формирующимся невротическим реагированием. |
Продолжительность воздействия | Долгосрочная помощь – до нескольких лет (особенно в психоанализе) | Ориентирована на среднесрочную помощь – 15 встреч (краткосрочная – 5-6 встреч по Алешиной при консультировании; долгосрочная – до нескольких лет при психотерапии) |
Образование специалиста | Работает психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией (это дело психиатра). Как правило ПТ имеет сертификат, удостоверяющий его право на практику. | Работает психолог – специалист с базовым психологически образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать. Может работать также педагог-психолог. |
Предмет | Работает с психическим здоровьем | Работает с психологическим здоровьем и понятием норма. Поэтому цель ПК – это возврат клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также социальных и культурологических требований. |
Обозначение человека, с которым работает специалист | Пациент | Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен их самостоятельно разрешить и поэтому нуждается в посторонней помощи (Осипова). |
Это пример жесткого разграничения, которое, по мнению многих специалистов, связано с желанием «гильдии психологов» очертить и защитить свою «психологическую территорию».
В реальности же между этими направлениями есть много общего.
1. Сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь
2. Используются одинаковые процедуры и методы
3. Помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
4. Общие задачи ( по Малкиной-Пых, стр. 28)
- Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их разрешении
- Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического и психологического здоровья.
- Изучение психологических закономерностей и механизмов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми
- Развитие самосознания клиентов для коррекции и предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений
- Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Определение ПК (по Колесниковой) – деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. ПК можно применять в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.
Субъектомпсихологической коррекции являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Субъект-объектный характер взаимодействия в отличие от консультирования
Объектпсих. коррекции: психическая реальность, на которую направлено воздействие, т.е. то, что необходимо изменить.
Предмет коррекции – процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога.
Цель ПК – воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида:реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития, целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В каждом конкретном случае цель определяется клиентом, обратившимся за помощью и психологом.
Цель ПК: психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».
Цели коррекционнойработы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных задач:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.