Конфликты и уровни совместимости супругов
Совместимость людей имеет три уровня:
1) совместимость темпераментов и характеров;
2) согласованность ожиданий;
3) единство ценностей.
Совместимость темпераментов
Темперамент – одна из важнейших врожденных характеристик человека. Со времен Гиппократа известны четыре основных темперамента:
1) сильный, подвижный, уравновешенный – сангвиник;
2) сильный, подвижный, неуравновешенный – холерик;
3) сильный, инертный, уравновешенный – флегматик;
4) слабый, неуравновешенный, отзывчивый – меланхолик.
Однако в «чистом виде» эти темпераменты не встречаются: в каждом человеке обычно присутствуют в определенном соотношении три или четыре основных типа. Слово «темперамент» в переводе с латинского и означает «соотношение частей». Одна из составляющих обычно преобладает, и тогда мы воспринимаем человека либо как невозмутимого флегматика, либо как жизнерадостного сангвиника, «взрывного» холерика или печального меланхолика. Существуют надежные тесты для определения формулы темперамента.
Психологи на протяжении многих лет занимаются изучением совместимости темперамента в любви, дружбе и супружестве.
Ими установлено, что в абсолютном большинстве несемейных пар с любовными отношениями и благополучных семейных пар с устойчивыми отношениями темпераменты являются скорее противоположными, особенности темперамента одного дополняются и уравновешиваются особенностями другого: «взрывчатость» холерика – спокойствием флегматика, печаль меланхолика и эмоциональная бедность флегматика – жизнерадостностью сангвиника и т. д. Наоборот, семью из двух холериков может ожидать повышенная конфликтность из-за вспыльчивости супругов.
Таким образом, стабильные пары отличаются не подобием, а контрастностью темпераментов, их взаимной дополняемостью.
Однако этот вывод не является фатальным для молодоженов, не удовлетворяющих требованию взаимодополняемости темпераментов. В любящих парах за 3–5 лет совместной жизни супруги «притираются» друг к другу, приучаются в чем-то корректировать, сдерживать себя, а партнера воспринимать таким как есть, не драматизируя отдельные частности.
Выяснилось, тем не менее, что наиболее «универсальными» партнерами являются флегматики: их устраивает любой темперамент супруга, кроме флегматика: пары флегматиков оказываются неблагополучными довольно часто. По-видимому, причиной этого является недостаточная чувствительность флегматиков, не могущих эмоционально поддержать партнера, – каждый из них сам нуждается в такой поддержке.
Трудности ожидают также пары сангвиник – холерик, флегматик – меланхолик. Наиболее устойчивые пары сангвиник – меланхолик, сангвиник – флегматик и флегматик – холерик.
Совместимость характеров
Наиболее частая формулировка причин развода – «не сошлись характерами». Рассмотрим, какие характеры сходятся, а какие нет. Заранее преду предим только, что здесь дело обстоит сложнее, чем с темпераментами.
Работы американских психологов Р. Акаффа и Ф. Эмери позволили создать довольно интересную и, что важнее, прогностическую модель совместимости. Приведем ее изложение.
В пространстве характеров, согласно этой модели, могут быть размещены четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О); чувствительные к собственному (личному) состоянию (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные (П), которые скорее предпочтут забраться в свою «норку», чем пойдут на конфликт.
Чтобы определить положение своего характера на плоскости характеров, достаточно указать на оси ПА слева или справа от центра расположен ваш тип, а на оси ЛО – выше или ниже центра. Это даст принадлежность вашего характера к одному из четырех квадрантов: ПО, ОА, АЛ, ЛП – положение М («мое») на плоскости характеров. Аналогично можно получить положение С характера вашего супруга.
Рис. 7.1.Плоскость характеров
Рис. 7.2.Пример расположения характеров
В центре плоскости располагается характер, в котором все четыре черты находятся в равновесии, а по осям и в пространстве между ними – все остальные, отличающиеся от среднего.
В квадрантах ОА и ЛП находятся «чистые» типы характера (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идет им навстречу, мало думая о себе, – ОА, или, наоборот, все время занят собой и старается не проявлять активности – ЛП). В квадрантах ОП и ЛА – «смешанные» типы характера (человек одновременно принимает во внимание и обстоятельства, и свое состояние).
«Чистые» типы испытывают большие затруднения, чем «смешанные», приспосабливаясь к своему окружению и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами, «чистый» тип ОА действует более энергично, чтобы успешно справиться с ними, а «чистый» тип ЛП еще более уходит в себя и стремится сделать так, чтобы его не трогали.
«Смешанные» типы в этом случае смещаются не к внешним областям пространства характеров, как «чистые», а, наоборот, – к центральной точке равновесия. С возрастом «смешанные» характеры также смещаются к точке равновесия, то есть становятся более гармонично организованными. «Чистые» же уходят от нее и все ярче проявляют определяющие черты своего характера.
Асимметрия характеров
Если на плоскости характеров поместить пару (например, супружескую), то окажется, что она образует (рис. 7.2) два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением (продолжением!) другого, называется углом асимметрии. При асимметрии 0° характеры партнеров совершенно противоположны, при асимметрии 180° характеры одинаковы.
По мере возрастания угла от 0° до 90° супруги воспринимают друг друга все менее точно. В этом случае возникает интересный конфликт: супруги ощущают, что в их совместной деятельности что-то неладно, однако, не понимая причин этого, неверно представляя характер партнера, стараются исправить положение, только усугубляя при этом разлад. Когда же асимметрия перешла за 90° и приближается к 180°, взаимное восприятие становится все более верным.
Простым перебором соотношений между типами получаем следующие 10 комбинаций характеров: ОП – ЛА, ЛП – ОА, ОА – ЛА, ОП – ЛП, ОП – ОА, ЛП – ЛА, ЛА – ЛА, ОП – ОП, ЛП – ЛП, ОА – ОА. Можно рассмотреть, как будут вести себя эти пары при конфликтах друг с другом и с окружающими.
Сотрудничающая пара (ОП – ЛА)
В случае возникновения конфликта и ОП и ЛА обычно считают, что он произошел по вине ЛА. Но парадокс – оба пытаются изменить поведение не ЛА, а ОП, который поддается этому влиянию без особого сопротивления. В результате конфликт легко гасится.
Когда же у пары возникают трения с окружающими, то более остро воспринимает ситуацию ОП. Однако в силу своей пассивности сам он мер не принимает, а лишь сообщает о ситуации ЛА, после чего тот реально воздействует на ситуацию в пользу пары. В итоге между членами пары нет соперничества, они психологически и деятельно сотрудничают между собой.
Пара с лидером (ЛП – ОА)
В случае конфликта и ОА и ЛП считают, что виноват ЛП. Но в силу своего характера ЛП мало чувствителен к попыткам ОА воздействовать на него с целью изменения его поведения. Поведение ЛП изменяется просто в силу его собственной внутренней оценки. ОА вследствие этого испытывает удовлетворение, и конфликт угасает.
В случае конфликта с окружающими ЛП склонен прятаться за спину ОА, позволяя ОА самостоятельно разрешить создавшиеся проблемы и соглашаясь с его решением. Вследствие всего этого пара устойчива и имеет явного лидера – ОА.
«Неуживчивые» (ОП – ЛА)
В конфликте оба считают, что виноват ЛА. Однако каждый пытается изменить своего партнера. Ощутить и откликнуться на эти усилия может только ОА, но в силу своего характера он не желает поддаваться влиянию окружения и на действия ЛА не отзывается. В результате конфликт разгорается, причем ОА играет в нем более активную роль.
В отношениях с окружающими оба стремятся воздействовать на внешний мир и конфликтуют между собой из-за права руководить.
«Недовольные» (ОП – АП)
Во всех проблемах (и так считают оба) виноват ЛП. ОП считает, что он постоянно приносит себя в жертву ради мира в паре, но ЛП этих жертв не видит и не показывает, что ценит самопожертвование ОП. Это уязвляет ОП и не способствует стабильности отношений пары.
Снизить остроту внешних и внутренних проблем эта пара чаще всего не в состоянии. Их воспринимают как довольно пассивную, малодеятельную, недовольную друг другом чету.
«Под каблуком» (ОП – ОА)
Каждый хорошо понимает, что возникший между ними конфликт влияет на поведение партнера. Однако ОП старается изменить себя, а ОА – только ОП. В силу восприимчивости ОП и влияния извне он откликается на требования ОА, и мир восстанавливается.
Однако гармоничным отношениям с другими мешает в этой паре то, что проблемы, возникающие у них с окружением, они видят по-разному. При этом, даже сознавая конфликтное состояние с внешним миром, они невольно переносят этот конфликт на межличностные отношения. Для сохранения стабильности им необходимо (и они стараются это делать) поменьше высказывать друг другу свои взгляды на окружение и отношения друг с другом, ибо почти любое высказывание приводит к ссоре. В глазах окружающих это пара, в которой один из ее участников находится под каблуком.
«Равнодушные» (ЛП – ЛА)
Оба довольно равнодушны к действиям партнера и мало на них откликаются. При этом ЛА пытается использовать ЛП в своих целях, но поскольку ЛП нечувствителен к влиянию ЛА, то попытки последнего проваливаются. Со временем стремление ЛА изменить ситуацию угасает, и партнеры отдаляются друг от друга.
В отношениях с окружающими пара неактивна, так как занята своими внутренними проблемами. Со стороны это мирные, довольно равнодушные друг к другу люди. При благоприятных обстоятельствах это равнодушие способно обеспечить паре определенную устойчивость.
«Склочники» (ЛА – ЛА)
В случае конфликта каждый рассматривает проблему с точки зрения того, как она может повлиять на собственную личность, игнорируя реакцию партнера. Оба стремятся воздействовать на партнера ради достижения собственных целей, но оба нечувствительны к таким воздействиям и не откликаются на них. Вследствие этого пара много и без видимого успеха конфликтует.
Оба не осознают ни своего влияния на окружающих, ни того, как влияют на пару внешние обстоятельства. Тем не менее влиять на окружающих пытаются оба, но выступают не вместе, а порознь, стремясь обратить дело каждый в свою пользу. Со стороны они выглядят довольно агрессивной, конфликтной (склочной) парой, которая не очень понимает, что представляет собой окружающий мир и что в нем происходит.
«Пассивные» (ОП – ОП)
По мнению каждого из участников пары, причина конфликта состоит в действиях партнера. В то же время каждый из участников стремится по возможности уйти от столкновений, что стабилизирует пару как целое, но не равнодушны друг к другу.
Внешние обстоятельства они видят одинаково, но каждый пытается решить проблему независимо от партнера, не стремясь прибегнуть к его помощи. Изменить окружение совместными усилиями они не стараются, хотя и осознают, что именно задевает их как пару. Внешне это мирная, пассивная, но не равнодушная друг к другу и окружающим чета, хотя и малообщительная.
«Сочувствующие» (ЛП – ЛП)
Каждый нечувствителен к усилиям другого, не откликается на его действия, так что пара не конфликтует, но и не взаимодействует. Они оставляют друг друга в покое и радуются, что их тоже не задевают. Возникший конфликт угасает очень быстро, так как никто не подбрасывает «дров в огонь».
Пара не контактирует, а потому и не конфликтует с другими людьми. При изменении внешних обстоятельств каждый из членов пары самостоятельно старается приспособиться к переменам. Для окружающих эта чета – не слишком интересные люди, мирно сосуществующие друг с другом и с соседями.
«Враги» (ОА – ОА)
«Во всем виноват партнер» – вот основной девиз этой пары, поэтому каждый считает своим долгом попытаться изменить поведение супруга, но тот на его усилия не отзывается. Это порождает ощущение непонимания со стороны партнера и желание доказать свою правоту. Конфликт из-за этого долго не угасает.
Для достижения мира участники пары могли бы попытаться сплотиться в случае конфликта с окружающими, но и в этом случае будут соперничать друг с другом. Затеяв конфликт с окружающими, они непременно спорят и между собой. Окружающие воспринимают эту пару как склочную и враждебную друг к другу. Устойчивость пары минимальна.
Приведенные данные по согласованности особенностей характера позволяют представить не только возможности прогноза структурной совместимости, но и сложность этого феномена.
Закон совместимости
Психолог А. Аугустинавичюте, обследовав 50 супружеских пар со стажем супружества от 1 до 40 лет, обнаружила, что в 17 из 19 благополучных пар супруги дополняли друг друга: если один из них относился к мыслительному типу, то другой – к эмоциональному, если один – к сенсорному, то другой – к интуитивному, если один был экстравертом, то другой – интровертом. Подобного дополнения не было ни в одной из 20 изученных тем же психологом разведенных пар! С учетом данных по темпераменту и характеру можно сформулировать так называемый закон совместимости : врожденные качества в совместимых парах преимущественно контрастны, тогда как приобретенные – подобны. В благополучных супружеских парах наследственные признаки, которые партнеры получили от своих родителей и более отдаленных предков, как правило, дополняются. А то, что они приобрели на длинной дороге жизни (причем более всего обретенное в процессе превращения из младенца в личность), является подобным. Именно поэтому «равные браки», то есть супружеские союзы людей, не слишком различающихся по своему происхождению, условиям жизни и воспитания, являются более прочными, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов и тому подобного заведомо выше.
Весьма убедительные факты, полученные в русле структурного подхода к супружеской совместимости, могут вызвать представление о некоей фатальной психической предопределенности судьбы семейного союза. Представление это не может быть признано до конца верным. Неслучайно психологи, исследующие совместимость, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов вовсе не определяют всецело стабильность семьи и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза, характере исполнения семейных ролей, правах и обязанностях супругов.
Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными из них являются те черты характера и личности, которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться:
1) направленность на другого – учет его интересов, желаний, вкусов и привычек;
2) сочувствие, отклик на малейшее проявление неблагополучия партнера, стремление прийти к нему на помощь.
Нельзя не отметить и то, что у любой супружеской пары всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания и сближения взглядов.
Мощным стимулом для этого является любовь, желание сохранить семью и забота о детях.
Согласованность ожиданий
По данным последних исследований, именно несоответствие фактического положения в браке ожиданиям супругов все чаще становится причиной неуспеха супружества.
Каждый из них, будучи ребенком, получает представления о распределении прав и обязанностей супругов, наблюдая за своими родителями, семьями родственников и знакомых. Играя в «дочки-матери» и другие «семейные» игры, дети копируют своих родителей, тем самым закрепляя полученные наблюдения.
Вырастая в разных семьях, молодожены приносят в свою семью эти сложившиеся представления.
Если сын видит, что всю домашнюю работу, практически без помощи отца, выполняет мать, вполне вероятно, что он будет ждать того же от своей жены; если дочь видит отца «подкаблучником», которым бесцеремонно управляет мать, то и она в значительной степени готова к такому же сценарию в своей собственной семье.
Предположим, что эти молодые люди поженились. Можно представить, какие битвы будут разыгрываться на этом поле…
Это пример несовпадения ролевыхожиданий. Понятно, что чем больше это несовпадение, тем менее прочна семья. Если ожидания супругов являются взаимоисключающими, семья долго не просуществует.
Подобные наблюдения подкрепляются серьезными исследованиями. Психолог Якобсон опросил членов 100 разведенных и 100 устойчивых супружеских пар, задавая каждому супругу вопросы в отсутствие настоящего или бывшего супруга. Разница в ответах супругов на вопросы о ролях в семье у разведенных более чем в четыре раза превосходит разницу ответов в устойчивых парах. То есть несовпадение во взглядах на выполняемые каждым роли значительно меньше в устойчивых парах. Супруги, сохранившие брак в целостности, проявили значительно большее сходство в понимании семейных ролей, чем те, кто потерпел крах в семейной жизни.