Психолого – педагогические основы изучения детской агрессии
Агрессия является предметом значительного количества психологических работ за рубежом. К сожалению, отечественные исследования в этой области крайне малочисленны. В научных трудах Е.М. Гаспаровой, Н.Д. Левитовой, Т.Г.Румянцевой и иных авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросов, связанных с агрессией [9].
Само понятие «агрессия» применяется для обозначения различных видов и форм поведения, и многими авторами понимается по-разному. По мнению таких зарубежных психологов, как А. Джон, Н. Ливсон, и Д. Креч - агрессией называют любой вид поведения, приносящий вред другому (физический или моральный) [19]. А. Фрейд понимает под агрессией акты поведения «оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение» [2].
Опираясь на труды А. Джона, можно сделать вывод, что тема детской агрессивности, к сожалению, продолжительное время была закрыта и поэтому не получила должного внимания в отечественной психологии. Даже в нынешнее время публикации на эту тему у нас немногочисленны [1]. Следует обратить внимание так же и на то, что проблемам исследования агрессивных проявлений в дошкольном возрасте, а так же и их необходимая своевременная коррекция, особенно в русской психологии, уделялось до последнего времени чрезмерно мало внимания.
Существует большое количество определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение.
Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, страдания, вреда. Проявляется на основе эмоций или как заученное поведение, имеющее целью - достижение определенных корыстных интересов [6].
Зачастую взрослые считают агрессивными детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, перебивают говорящих, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. В самом деле, в раннем возрасте многим детям свойственна определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими, но именно эти, же разочарования, вызваны лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее приемлемым решением проблем для ребенка может стать агрессивная реакция, особенно если у ребенка ограниченные особенности самовыражения или он лишен возможности другим способом удовлетворять насущную для него в данный момент потребность [22].
Агрессия может возникать в двух случаях:
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.
2. Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу поведения родителей, других значимых для него лиц, литературных или кино - персонажей. Уже в отчаянном плаче младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ребенку чего-то не позволяют или в чем-то отказывают, что и раздражает его. В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые у ребенка проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немного времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять свои потребности или откладывать и задерживать их удовлетворение, как это делают более взрослые люди [15, с.115].
Детская агрессия – одна из наиболее актуальных проблем не только для педагогов, но и для сегодняшнего окружения в целом. Проблема агрессивности дошкольников начинает вызывать глубокое беспокойство, как у воспитателей дошкольных учреждений, учителей, так и у родителей, следовательно, и научно-практический интерес исследователей. При всем этом, невзирая на имеющиеся исследования в области изучения детской агрессивности, причин ее проявления, многие вопросы в данной области по-прежнему остаются открытыми. Ребенку сплошь и рядом приходиться страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое ни будь его желание или какая- либо потребность не были подавлены. От плача как призыва о помощи он постепенно переходит к отчаянному гневному протесту. Так и пробуждается агрессивность.
Агрессивная реакция - это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей [21]. Она формируется из неудовлетворенности, протеста, злобы или явного насилия. В ряде случаев агрессия лучше, чем капризы и хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие появления ухода от действительности.
Агрессивное поведение – одно из самых популярных нарушений среди детей дошкольного возраста, т. к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, еще труднее понять.
Агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события [11].
В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения [12].
Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций. Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка. Поскольку причиной агрессия является лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если это было бы возможно, не следует стремить к этому.
А. Фрейд уделила немалое внимание проблемам детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд рассмотрела основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка [21].
А. Фрейд описывает разнообразные формы детской агрессивности. Так, для самых маленьких детей характерна оральная агрессивность. В этом возрасте наблюдается просто моторно-аффективный процесс отвода инстинктивных побуждений. Подобные проявления агрессивности исчезают сами по себе в процессе созревания сознания ребенка и появления других возможностей отвода, в частности, речи [21].
Всплеск агрессивности наблюдается на анально - садистской стадии развития. Затем агрессивность сама по себе «связывается» и усмиряется посредством слияния с либидо, ограниченного смещения и сублимирования. Вмешательство воспитательных мероприятий в естественный отвод агрессивности способен помешать этому процессу или опрокинуть его. Если ненависть или агрессия против внешнего мира не могут проявиться со всей полнотой, они направляются обратно на собственное тело ребенка и непосредственно доступные ему предметы: ребенок бьется головой об стену, портит мебель, часто наблюдается само вредительство. В этом случае ребенку надо дать возможность направить агрессивность на внешнюю цель (старые ненужные вещи, игрушки и т.д.).
На следующей фаллической стадии развития бурная агрессивность и утрирование мужского поведения могут выражаться в виде приступов ярости, на самом деле являющихся приступами страха, когда фобическим детям мешают осуществить их защитные действия.
А. Фрейд утверждает, что агрессивность, если она вступает в нормальные взаимоотношения с либидо, влияют на социализацию ребенка не сдерживающе, а побуждающе. Только там, где смешение между либидо и агрессивностью не происходит или где позднее происходит их расслоение, агрессивность в качестве чистой агрессивности и антисоциальной тенденции становится угрозой социального поведения [21]; [7].
Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и положительные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным и безвольным. И это лишь некоторые из проявления агрессивности.