Глава i. теоретические аспекты агрессивного поведения детей 6

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил: студент уч. группы ПСз 6410

Вирабян Елизавета Арменовна

Руководитель: кандидат психологических

наук, доцент И.В. Галанова

Дата защиты: « 4 » июня 2016 г.

Оценка: ______________________________

Подпись экзаменатора: _________________

Москва, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6

1.1. Психолого – педагогические основы изучения детской агрессии. 6

1.2. Особенности проявления детской агрессии. 10

1.3. Определение причин детской агрессии. 15

1.4. Выводы по I главе. 16

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 18

2.1. Описание методов исследования уровня агрессивности. 18

у детей старшего дошкольного возраста. 18

2.2. Анализ методик исследования детской агрессии. 19

2.3. Выводы по II главе. 23

ГЛАВА IIi. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 24

3.1. Методические рекомендации по профилактике агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. 24

3.2. Выводы по III главе. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

В детстве закладываются важные личностные качества, формируются многие черты характера, а так же важное влияние на воспитание детей оказывает семья, социальная среда. Наше современное общество рассчитывает на хорошо воспитанных, уверенных и перспективных работников, но многие забывают, что все это закладывается именно в детстве.

В настоящее время изучение вопроса агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.

Рост разнообразных отклонений в личностном развитии, а так же поведении детей обуславливает обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране: острая, изменчивая социальная, а так же экономическая.

Особое внимание вызывает не только отсутствие духовности и особой тревоги у детей, но и их жестокость, цинизм, а самое главное – агрессивность. Именно семья, как институт воспитания – является важной ступенью развития ребенка. Это обусловлено тем, что в ней ребенок находится в течение большей части своей сознательной жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, формируются определенные черты характера. Никто не относится к ребенку лучше и не любит его, как близкие ему люди, а именно семья. К сожалению, вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда и негатива в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Одной из главнейших задач практической психологии является коррекция ранних проявлений агрессивности, обучение социальным навыкам межличностного общения.

Проблема детской агрессивности представлена во многих работах зарубежных и российскими ученых, таких как: А.Фрейд, З. Фрейд, А. Джон, Р. Бэрон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, А.А. Реан, Г.Э. Бреслав, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, Л.М. Семенюк, и другие. В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии, в том числе и детской агрессивности, обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.

В связи с актуальностью данной проблемы определена тема курсовой работы: «Факторы формирования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной работы – определить факторы, влияющие на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - диагностика агрессивного поведения старших дошкольников в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования - профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:

1. будет проведена диагностика детей с агрессивными проявлениями в поведении;

2. профилактическая работа (ее формы и методы) будет выстроена с учетом результатов диагностики;

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по выбранной теме исследования;

2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Диагностика агрессивных проявлений у старших дошкольников.

3. Разработка рекомендаций по профилактике агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 1411 СП 1350 города Москвы. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в возрасте 5 - 6 лет в количестве 18 человек.

Методологической основой данного исследования являются основные положения, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейд А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А., С. Н. Ениколопова, Н. Д. Левитова и других.

Структура курсовой работы.Работа состоит из введения, где есть актуальность исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, методологическая основа исследования, элементы новизны и теоретической значимости. Первая глава посвящена теоретическим аспектам агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Во второй главе нами были описаны результаты исследования агрессивных проявлений у старших дошкольников. В III главе разработаны рекомендации, как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей. Так же в работе есть выводы после каждой главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы по I главе

Агрессивность в личностных характеристиках ребенка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. В старшем дошкольном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы. Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Обычно под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Но ничто не появляется на пустом месте. Уже в возрасте 2-3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями, в 4-6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре.

Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Приложение 1)

Эта анкета проводится с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).

Методика «Картинки» (Приложение 2)

Данная методика позволяет определить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Пример ситуаций представлен в приложении 3. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция: "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?". Ответ также фиксируется в протоколе.

Методика «Картинки»

Коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками в нашем исследовании определялась с помощью методики "Картинки" Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.

Каждому испытуемому были предложены картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Пример ситуаций представлен в приложении 3. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

По методике "Картинки" Е.О. Смирновой при диагностике нами были получены результаты, представленные на рис. 3.

Рис.3. Результаты уровня агрессивности

по методике «Картинки»

Как видно из рис. 3 5 детей (28%) имеют высокий уровень агрессивности, 6 (60%) - средний уровень агрессии, и у 7 дошкольников (39%) определен низкий уровень агрессивности.

При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, дети с высоким уровнем агрессивности давали такие ответы: «Ударю», «Убью», «Изобью» и т.д. В отличие от детей с высоким уровнем агрессивности, дети низким большинстве случаев добрые и мирные ответы: «Помогу», «Подарю новую игрушку». Со среднем уровнем агрессивности «Заплачу и пожалуюсь маме».

Выводы по II главе

В исследовании нами были выявлены формы проявления агрессивности у детей, а именно: гнев, враждебность, неумение сдерживать свои эмоции, негативное отношение к замечаниям, драки и ссоры.

В результате наблюдений и бесед с воспитателями и родителями, мы пришли к выводу, что данные дети используют агрессию, в основном, как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих товарищей по игре. Но после достижения результата всплеск агрессивных эмоций затухает. Основным фактором повышения возникновения агрессивных действий у детей мы видели в неумении договариваться со сверстниками и дефиците общения с родителями. Соответственно, перед нами обозначилась необходимость обучить детей способам общения друг с другом, способам выхода из эмоционально-негативных состояний, открытому проявлению своих чувств, переживаний, эмоций.

Выводы по III главе

Благодаря коррекции агрессивного поведения с помощью различных форм и методов можно сделать следующий вывод о том, что необходим системный подход в работе по предотвращению появления детской агрессии. Данные методические рекомендации особенно важны для родителей, а так же полезны для педагогов ДОУ, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно, последовательно и постоянно применять данные методы и средства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Рассмотрев теоретические аспекты проблемы агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что существует немалое количество различных концепций, объясняющих феномены этих явлений. Одни рассматривают агрессию в качестве врожденного, инстинктивного свойства индивида, другие – как реакцию на фрустрацию, третьи определяют агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

Выяснилось, что основными факторами, влияющими на проявление агрессивного поведения у дошкольников, являются особенности семейного воспитания; структура семьи; уровень эмоционального напряжения и фрустрации; соматические заболевания или заболевания головного мозга.

На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.

Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллан Джон. Ландшафт детской души. - С-Пб.: Диалог - Лотацъ, 1997.

2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224с.

3. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Речь, 2008. - 512с.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига.:Прогресс., 1984.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 335с.

7. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002

8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.-324с.

9. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова. - М.: Педагогика, 2001. - 272с.

10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2003. - 368с.

11. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1999. - 158с.

12. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008с.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536с.

14. Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. - С. 283.

15. Колосова С. Л. Детская агрессия/ С. Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. – 224с.

16. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Март (№12)

17. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 80с.

18. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160с.

19. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.5-14.

20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. - М.: Педагогика, 2006. - 214с.

21. Фрейд А. Детский психоанализ СПб.: Питер, 2003. — 477с.

22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Психология, 1994. – 189с.

23. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000

24. URL: http://mumskids.ru/article/articleid/23

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика «Картинки»

Я, Вирабян Елизавета Арменовна_____________________________,

(фамилия, имя, отчество полностью)

подтверждаю самостоятельность представленной курсовой работы и корректность использования литературных источников при её написании.

«» 20г. Вирабян Е.А.___________

подпись

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

Дисциплина________________________________________________________________

ОТЗЫВ

На курсовую работу

Студента______________________________________Группа______________________

Тема: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка содержания курсовой работы, методики, качества исследования:(актуальность темы исследования; полнота изложения материала, аргументированность; достоинства и недостатки курсового проекта; вопросы наиболее интересно исследованные; степень инициативности, ответственности, самостоятельности и творчества принятия решений при написании курсовой работы; уровень теоретической подготовки студента; умение анализировать, обобщать, делать практические выводы; соответствие содержания заявленной теме, раскрытие и глубина исследования темы, степень достижения цели, и т.д.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка оформления работы: _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы и предложения по допуску к защите:_____________________________________________________________________________

Руководитель________________________« »___ ___________20__г.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил: студент уч. группы ПСз 6410

Вирабян Елизавета Арменовна

Руководитель: кандидат психологических

наук, доцент И.В. Галанова

Дата защиты: « 4 » июня 2016 г.

Оценка: ______________________________

Подпись экзаменатора: _________________

Москва, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6

1.1. Психолого – педагогические основы изучения детской агрессии. 6

1.2. Особенности проявления детской агрессии. 10

1.3. Определение причин детской агрессии. 15

1.4. Выводы по I главе. 16

Наши рекомендации