Заключительный этап (см. Занятие 6)
Занятие 9
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v расширение кругозора и развитие речи;
v тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;
v развитие пространственной ориентации.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3, тетради, простые и цветные карандаши, пластиковые тарелки с перегородками, делящими их на три части, маленькие мисочки или другие емкости, наполненные смесью из гороха, фасоли и макарон «перышки».
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Летает — не летает»
Все встают в круг.
Психолог называет разные предметы, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова. Дети поднимают руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Следует избегать таких слов, как «пух», «лист», так как эти предметы не могут летать самостоятельно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 3-4 мин.) Упражнение «Фигуры» (см. Занятие 8)
Упражнение можно усложнить, предложив детям хором ответить на вопросы:
- Ч то находится между звездой и точкой?
- А какая фигура над квадратом?
-А между крестиком и треугольником?
- Что справа от круга?
- Какая фигура слева от квадрата? И т.д.
( 10 мин.) Упражнение «Разноцветные фигурки»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради.
Психолог говорит:
- Нарисуйте простым карандашом ряд из трех кружков.
А теперь раскрасьте первый кружок слева желтым карандашом, второй - синим, а последний - красным.
Следующее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым карандашом, следующий за ним - синим, последний - желтым, а оставшийся - красным.
И последнее задание: нарисуйте под этими квадратиками другие, но их должно быть на один меньше. Раскрасьте их так, чтобы первый был красным, а желтый находился между красным и синим. Какого цвета будет последний квадрат?
Желательно, чтобы дети рисовали квадратики одного размера: сторона которого или в одну, или в две клеточки.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 8)
( 5 мин.) Упражнение «Сортировка»
Дежурные и психолог раздают детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха.
Психолог просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.
По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы.
Заключительный этап
Звенит колокольчик. Психолог убирает мисочки и тарелки, дежурные собирают тетради и карандаши.
Занятие 10
Задачи:
v развитие координации движений;
v снятие мышечных зажимов;
v тренировка умения работать по образцу;
v развитие внимания и зрительно-моторной координации;
v развитие речи, воображения и мышления.
Материалы:
колокольчик, плакаты «Сложим по образцу» (Демонстрационный материал), наборы «Учимся считать», тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
( 3 мин.) Игра «Дотроньтесь до...»
Все встают в круг. Психолог говорит:
- Слушайте меня внимательно. Я буду называть части тела, а вы - быстро дотрагиваться до названной части тела.
Готовы? Начинаем! Нос... макушка... правая щека... ленка. И т. д.
( 2 мин.) Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки»
Психолог просит детей представить, что они — мягкие тряпичные игрушки, которые висят на ниточках.
Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:
опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях; расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают колени и приседают на корточки.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 8 – 10 мин.) Упражнение «Сложим по образцу»
На доске - плакаты «Сложим по образцу».
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - наборы «Учись считать» и тетради.
Детям предлагается выложить рисунки по образцам, учитывая форму и цвет геометрических фигур.
После этого психолог просит детей сложить из геометрических фигур любые картинки и зарисовать их в тетрадях.
( 2 мин. ) Физкультминутка (см. Занятие 8)
( 3 мин. ) Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»
Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.
Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:
- Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями. Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.
Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак бесконечности:
В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.
По окончании для снятия напряжения дети встряхивают кистями рук и кладут их на столы.
( 5-7 мин.) Упражнение «Хорошо или плохо»
Психолог говорит:
-Давайте все вместе подумаем вот над чем. Сейчас у нас зима и часто идет снег. А хорошо это или плохо, когда идет снег?
Дети дают свои варианты ответов, например: снег - это хорошо, потому что можно кататься на санках, играть в снежки и т.д.
Если никто из участников не дает отрицательную оценку снегопаду, психолог, согласившись с детьми, все же напоминает о том, что зимой птицам и зверям в лесу голодно и холодно, а людям трудно передвигаться и т.д.
( 2 мин. ) Пальчиковая гимнастика ( см. Занятие 8)