Возникновение Сущность различий психики животных и челове-

сознания ка. Нет сомнения, что существует огромная

разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла пере­стройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благо­даря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании

большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет

различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать «орудие». Абстрактные способы мышления еще не наблю­дал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший пси­хику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный прин­цип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстраги­роваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвос­хищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Люди отнюдь не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление живот­ных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устра­няет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Че­ловек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики

животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его спо­собности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в дан­ной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой 367

как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные не живут в ми­ре постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значе­ние лишь в конкретной ситуации, в процессе деятельности1. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человека создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена разви­тая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим чело­веком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие пси­хики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого со­знания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определен­ного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подоб­ными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется челове-

1 Понятие «деятельность» применимо по отношению к животному лишь условно, в смысле «жизнедеятельность».

ческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания

человеческих детей среди животных.

Так, все дети-«маугли» проявляли примитивные животные ре­акции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда стано­вится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Роль трудовой деятельности в возникновении сознания. Челове­ческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек - продукт общественных

отношений.

Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо, которое позволяло всем особям наилучшим образом защи­щаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в об­щество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, кото­рая совершается людьми при совместном изготовлении и употреб­лении орудий.

Резкие изменения условий жизни вызвали большие затрудне­ния в удовлетворении потребностей животного мира — уменьши­лись возможности легкого добывания пищи, ухудшился климат. Предки человека должны были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, что они и сделали, обратившись к осу­ществлению совместных предтрудовых действий, помогающих им

выжить.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада по­степенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщест­ва - совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности — способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование

человеческого общества.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отноше­ния влияли на совершенствование трудовой деятельности.

В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эво­люционном ряду форма отражения, для которой характерно выде­ление объективных устойчивых свойств предметной деятельности

и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок — все эти действия приводят к большей независимости от непосред­ственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер - начи­ная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудия­ми. За такими орудиями закрепляются постоянные операции:

колоть, резать, рубить. Именно в связи с этим возникает качест­венное отличие среды человека от среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, дейст­вий, деятельности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятель­ность. Поскольку деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворе­ние не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится созна­тельной деятельностью.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отраже­ния. При высоком уровне производства орудий цельная деятель­ность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделе­ние операций еще дальше отодвигает конечную цель — добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обла­дающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной органи­зации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука

приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепен­но совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности, она постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание -специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал И.М. Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укора­чиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направле­ниях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение»'. Рука является органом осязания не только пото­му, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойст­вах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным ко­нечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего орга­низма. Специализация руки как органа труда способствовала раз­витию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрени­ем. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя -он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализирован­ного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человечества в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качествен-

1 Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого // Избр. философ, и психолог, произведения. — М.: Госполитиздат, 1947. — С. 396-397.

но изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Так, с развитием предме­тов труда родилась и потребность в них.

Таким образом, труд послужил причиной развития человече­ского общества, формирования человеческих потребностей, разви­тия человеческого сознания, не только отражающего, но и пре­образующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения — человеческого языка.

3.Структура Высший уровень психики, свойственный чело-сознания и веку, образует сознание. Сознание есть высшая, бессознательное интегрирующая форма психики, результат обще-

в психике ственно-исторических условий формирования чело-

человека' века в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологиче­ские характеристики?

Характеристики сознания человека. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким об­разом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психи­ческих познавательных процессов, неизбежно становится рас­стройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчет­ливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органиче­ского мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятель-

ность на исследование самого себя: человек производит со­знательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом склады­ваются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые реше­ния, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматри­ваются как нарушение сознания.

Наконец,четвертая характеристика сознания — наличие эмо­циональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных забо­леваниях нарушение сознания характеризуется расстройством Именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких

людях и т.д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания являетсяязык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. А.И. Герцен писал: «Каждый человек опи­рается на страшное генеалогическое дерево, корни которого чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана - всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу...»1. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-историче­ский опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным

сознанием.

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которы­ми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или

1 Герцен А.И. Былое и думы. - М.: Художественная литература, 1973. -Т. 3. - С. 225.

нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и об­разе действий собственной личности. Человек, у которого сохра­нено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Понятие о внимании. Одной из сторон сознания выступает внимание. В любой сознательной деятельности людей оно прояв­ляется в большей или меньшей степени: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватманской бумаги, прислушивается ли к музыке, доносящейся издалека. Здесь оно включено в процесс восприятия. Внимание может проявляться также в процессах памяти, мышле­ния, воображения. Человек может обращать внимание и на свои движения, выполняя то или иное действие. Можно внимательно продумывать ход решения задачи, напряженно вспоминать что-то. Наличие внимания в психической деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь само­стоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.

Внимание - это сосредоточенность сознания и его направлен­ность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.

Человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта со­средоточенность проявляется в том, что определенная часть окру­жающей действительности более ясно и отчетливо осознается, чем все остальные. Все постороннее, не относящееся к тому, чем занято человеческое сознание, отражается смутно и неотчетливо.

В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, а также орудия, при помощи которых она выпол­няется, и действия, которые в нее входят. Человеческому созна­нию свойствен выбор, выделение, избирательность. У бодрствую­щего человека психическая деятельность всегда на что-либо направлена.

Что же является причиной направленности и сосредоточен­ности психической деятельности? Почему человек оказывается внимательным к одному и невнимателен к другому?

То, что имеет какое-либо значение, что удовлетворяет по­требности или препятствует их удовлетворению, что отвечает интересам и склонностям, что сигнализирует о чем-то более или менее важном для человека, что заставляет его ориентироваться

в окружающем, — с необходимостью вызывает сосредоточенность сознания и направленность на соответствующий объект. Именно из-за того, что наибольшее значение имеет в настоящий момент данная деятельность, например, чтение, подготовка уроков, про­исходит отвлечение от всего постороннего.

Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания определяется значением для человека какого-либо объекта.

Хотя в жизни употребляется выражение «остановить внима­ние», «задержать внимание», все же внимание не следует пони­мать как остановку, неподвижность, полную задержку психиче­ской деятельности на чем-либо. Внимание изменчиво, динамич­но. Для него характерно то, что при непрерывном изменении содержания отдельных психических процессов общее направление психической деятельности долго остается неизменным.

Например, перед глазами водителя автомобиля мелькают све­тофоры, встречные машины, пешеходы, переходящие на пере­крестках улицу, и при всех этих сменяющихся впечатлениях он остается внимательным к основной своей деятельности — вожде­ние автомашины. Или школьник, сосредоточив внимание на теме сочинения, в процессе работы последовательно переходит от общей оценки эпохи к характеристике персонажей, от пейзажа

к портрету и т.д.

Являясь необходимой стороной сознания, внимание тесней­шим образом связано с волевой активностью человека. В соот­ветствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать два вида внимания: непроизвольное и произ­вольное, т.е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных ^усилий. Это, конечно, не значит, что оно является беспричинным. Причины, вызывающие непроиз­вольное внимание человека, кроются, в первую очередь, в особен­ностях внешних воздействий - раздражителей. По своему проис­хождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ори­ентировочными рефлексами». Ориентировочный рефлекс или «рефлекс что такое?», как образно называл его И.П. Павлов, воз­никает при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наи­более полное и отчетливое отражение раздражителя. Причинами непроизвольного внимания раньше всего являются: сила, вели­чина, внезапность раздражителей, их движение, изменение вооб­ще. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отличия друг от друга. Так, внезапно наступившее молчание настораживает, а при полной тишине даже слабый шорох привле­кает внимание.

Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желания­ми, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Человек, ожидающий прихода поезда, невольно прислушивается к .гудкам паровозов, вглядывается вдаль, посматривает на огни семафоров, на вокзальные часы, т.е. выделяет все, что может сигнализировать приближение поезда.

Непроизвольное внимание зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства его прошлого опыта. Врач, даже при случайной встрече с больным, сразу же невольно выделяет признаки, свидетельст­вующие о характере заболевания. Между тем человеку, далекому от медицины, эти признаки не бросаются в глаза.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, созна­тельный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Возникшее в трудовой деятельности предков современного человека произвольное внимание стало обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Во время труда всегда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, необходима сосредоточенность, направленность и организован­ность сознания, а вместе с тем умение отвлекаться от того, что не существенно для получения намеченного результата.

Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что непосредственно интересует, захватывает, волнует их, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо». Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для поддержания внимания.

Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохраняется.

Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма произвольного внимания является весьма харак­терной.

Уменьшение волевого напряжения при произвольном внима­нии может явиться следствием выработки трудовых навыков, а в особенности привычки сосредоточенно работать при определен­376

ных условиях: начинать работу в известное время, на знакомим и приведенном в порядок рабочем месте, пользоваться испытан­ными орудиями или инструментами. Все это помогает человеку трудиться сосредоточенно, не отвлекаясь.

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими яв­ляются: устойчивость, переключение и распределение. В зависимо­сти от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особен­ностях внимания.

Устойчивость внимания — это степень и длительность сосредо­точенности сознания. Показателем устойчивости внимания явля­ется отсутствие значительных колебаний (временных ослаблений сосредоточенности) внимания. Физиологически устойчивость внимания, очевидно, объясняется прежде всего торможением

действия побочных раздражителей.

Устойчивость внимания зависит от содержательности, труд­ности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения общественных и личных потребностей человека. Внимание является устойчивым до тех пор, пока выполняемая работа активизирует психическую деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувствам. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на ' другие объекты. Так, с неослабевающим вниманием прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечи­тывать его. Однако с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец, сосредоточиться на процессе чтения станет попросту невозможным. Только поставив перед собой какую-нибудь новую задачу, например, пересказать прочитанное, составить план или конспект, можно опять скон­центрировать свое внимание на рассказе.

Ценное свойство внимания - устойчивость необходима человеку в любой деятельности: и рабочему у станка, и ученому, и милиционеру, и водителю транспорта, и учащемуся.

При переключении происходит преднамеренный переход от одного объекта внимания к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями об­щественной жизни. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Так, возникший в классе шум вызывает отвлечение внимания учеников, до того времени серьезно и внимательно работавших. Между тем преднамеренный

переход от одной деятельности к другой, например от подготовки домашнего задания по физике к заданному на дом сочинению по литературе, является переключением внимания.

При распределении внимания возможно одновременно выпол­нять две или несколько деятельностей. Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни. Рабочему, летчику, шоферу, тракто­ристу, учителю - всем им необходимо постоянно распределять внимание. Возможность распределения внимания зависит от степени автоматизации привычных действий.

Если в одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись, распределять внимание весьма трудно.

Для изучения внимания при двойных действиях применяется следующий опыт. Испытуемому читают рассказ, в то время как он складывает столбики однозначных чисел. Производя сложение без добавочного слушания, он правильно складывает, например, 52 числа за 90 секунд, а выполняя двойную задачу, - 43 числа за тот же срок. Слушая рассказ без одновременного решения задачи, он правильно запоминает за те же 90 секунд 31 пункт рассказа из 36 возможных, а при одновременном решении — только 10 пунктов.

При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания, который характеризуется количест­вом объектов, воспринимаемых одновременно. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Объем внимания практически зависит от знакомства с материалом, от заинтересованности, а в особенности от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. Хорошо читающий человек может одним взглядом (т.е. в 1/20 долю секунды) прочитать сразу до 20— 30 букв, объединенных в несколько хорошо знакомых ему слов. В тот же промежуток времени он с трудом схватывает больше 4—5 связанных друг с другом согласных.

Поскольку важнейшим признаком внимания является сосредо­точенность сознания, многие раздражители отчетливо не воспри­нимаются. Это является причиной возникновения рассеянности.

Рассеянность бывает двух видов. Во-первых, существует рассе­янность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, «скольже­нии» внимания. Подобный вид рассеянности наиболее отчетливо обнаруживается у детей-дошкольников. Однако и среди старших школьников можно обнаружить .немало таких, которые не умеют сосредоточенно работать. Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке. Справедливо образное сравнение: «Внимание —

это резец памяти: чем острее оно, тем глубже следы». Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Так, человек может за все хва­таться, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться. Рассеян­ность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и уличных катастроф.

Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя со­средоточенность сознания, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначитель­ным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, пере­стает замечать «мелочи жизни», и поэтому некоторые его поступ­ки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеян­ность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.

Понятие о бессознательном. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психиче­ским (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от созна­ния, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раз­дражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); дви­жения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторе­нию автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми;

некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике боль­ного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированно­му человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после •выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия;

например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окру­жающих, но. и для него самого выглядели явно неубедительными.

Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функ­ционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически челове­ческое психическое проявление, как и сознание, оно детермини­ровано общественными условиями существования человека, вы­ступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессо­знательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения че­ловека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрей­ду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговор­ках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознатель­ных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неодно­родности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключи­тельно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и дея­тельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В духовном мире бессознательное в достаточ­ной степени выражено в феномене менталитета.

Менталитет общества и сознание индивида. Понятие «ментали­тет» применяется для выделения особых явлений в сфере созна­ния, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из обществен­ного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет этого общества. Любовь к род­ным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, является общечеловеческим свойством и не оказывается чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта) - это, бесспорно, черта менталитета, утверждае­мая народной традицией, отвечающая ожиданиям окружающих.

Если бы сознание каждого отдельного человека автоматически «управлялось» менталитетом общности, то, вероятно, эта общ­ность через некоторое время подверглась бы полному самоуничто­жению. Очев<

Наши рекомендации