Направленности личности учителя

Нередко школьные практические психологи сталкиваются с про­блемой оценки степени включенности учителя в профессию, опре­деления механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количе­ства критериев и оснований типизации педагогов нередко затруд­няет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой, способствуя развитию независи­мого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой; все они необходимы.

В предлагаемом Вашему вниманию опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.

Инструкция: "В данном опроснике перечислены свойства, ко­торые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов;

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего пове­дения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей, (а, &)

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью, (а, б)

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека, (а, б)

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов мо­рали. (а, б)

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку, (а, б)

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим сто­лом. (а, б)

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом, (а, б)

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет, (а, б)

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен, (а, б)

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. (а, б)

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать, (а, б)

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо­рядка. (а, б)

13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией, (а, б)

14. Я подолгу анализирую свое поведение, (а, б)

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане, (а, б)

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рас­сказывать всякие истории, (а, б)

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения, (а, б)

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочи­таю почитать что-нибудь по моей дисциплине, (а, б)

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают, (а, б)

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих, (а, б)

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. (а, б)

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива, (а, б)

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимость их личностных особенностей, (а, б)

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других, (а, б)

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки, (а, б)

26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве, (а, б)

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого, (а, б)

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу, (а, б)

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обма­нывать. (а, б)

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу, (а, б)

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много гово­рю. (а, б)

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответ­ственности. (а, б)

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни, (а, б)

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной, (а, б)

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять, (а, б)

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. (а, б)

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное ме­роприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, (а, б)

38. Основная задача учителя — передать ученику знания по пред­мету. (а, б)

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, мора­ли, этики, (а, б)

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами, (а, б)

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несом­ненно рады меня видеть, (а, б)

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью, (а, б)

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации, (а, б)

44. Моя любезность часто не нравится другим людям, (а, б)

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других, (а, б)

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. (а, б)

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложе­ниям. (а, б)

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету, (а, б)

49. Я проявляю большой интерес к судьбе других, (а, б)

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей, (а, б)

Обработка

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каж­дый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

— ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл

— ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оце­нок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превы­шает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3 — 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нор­мы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился

исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпрета­ции.

Код опросника:

Общительность — 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, Зба, 41а, 46а Организованность — 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а Направленность на предмет — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, ЗЗа, 38а, 43а, 48а Интеллигентность — 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а Мотивация одобрения — 5а, 10а, 15а, 206, 25а, З0а, 35а, 406, 456,50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным, при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целе­сообразно выразить в виде круговой или столбцовой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленно­сти личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие ка­чества, как требовательность, организованность, сильная воля, энер­гичность. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Со­гласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого нахо­дите» в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоцио­нальность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с эти­ми качествами. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. После­днее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне воз­можно обнаружение промежуточного типа, условно «Интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные раз­ными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «Предметник-коммуникатор», «Пред-270

метник-просветитель». В то же время вероятность появления «Интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически и этот тип имеет право на существование.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент), каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, например, учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимос­ти с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д.

Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воз­действий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудниче­ства, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д.

Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается прин­ципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя по­средством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается из­менениями в структуре личности специалиста, когда, с одной сто­роны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцени­ваются как . негативные, т. е. нарушающие целостность личности, сни­жающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все бо­лее глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, на­поминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сход­ные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической

деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, препо­дающих разные предметы, работающих в разных учебных заведени­ях, пропагандирующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвари­антные особенности обусловлены спецификой пространства, в ко­тором существует личность учителя-профессионала — здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства других профессий, обладает существенной активностью. В ходе вза­имодействия с объектом, учитель, используя свою личность как ин­струмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руко­водства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуве­ренность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и проч.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личност­ных особенностей с соответствующими структурами функциональ­ного строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагоги­ческой профессии существуют четыре таких типологических комп­лекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем про­явиться в структуре личности, которая претерпевает изменения аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интим­ные темы и проч.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмеши­ваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стре­мится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потреб­ности в каких-нибудь общественных организациях, где их актив­ность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент (просветитель), много лет отдавший про­фессии, может сформировать у себя склонность к философствова­нию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морали затором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и, бла­годаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника оказываются свя­занными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, не адекватно ис­пользуя наукообразные способы поведения и оценивая других лю­дей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений пред­ставляет собой особый уровень — специфический.

3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним призна­кам легко определить, какой предмет преподает данный учитель. рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — герои юмористических рассказов чаще всего имеют именно этот вид деформации.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно ста­новлению профессионально-важных для учителя качеств происхо­дит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяс­нен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций лич­ности педагога является одной из важнейших задач школьного пси­холога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педколлектива и психическое здоровье детей.

Очевидно, что учителя, в силу своих личностных особенностей, оказываются наиболее приспособленными для реализации одних профессиональных функций, в то время как реализация других фун­кций оказывается им просто недоступной. Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессио­нальной деятельности гностической, воспитательной, информаци­онной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функции, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» -- исполнительную, мо­билизационную, организаторскую; «коммуникатор» — лишь комму­никативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т. е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».

Наши рекомендации