Протокол исследования оценки объема внимания
Номер таблицы | Время поиска цифр, с |
Е |
Порядок работы. В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнить задание. Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ребенок приступает к выполнению задания после устной инструкции:«На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры». Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырех таблиц.
При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифр по всем четырем таблицам.
2. Для целей последующего сопоставления данных по объему внимания с другими характеристиками аттенционной функции осуществляется перевод показателей объема внимания в шкальные оценки (см. табл. ).
Оценка переключения внимания
Для проведения исследования потребуются-таблицы Горбова -Шульте размером 49 х 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.
Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция:«На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.
Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка — ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета — вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Протокол исследования оценки переключения внимания
Регистрация времени(1) по этапам, с | Черные цифры | Регистрация ошибок | Красные цифры | Регистрация ошибок |
t | ||||
t | ||||
t | ||||
t | ||||
- | ||||
t | ||||
При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта-
пам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле
А=Т-С, где А — показатель переключения внимания, Т и С — балльные оценки времени и ошибок соответственно.
Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3 и 4.
2. Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл. 5).
Таблица 5
Балльная оценка переключения внимания
Этапы | |||||||||
время | балл | время | балл | время | балл | время | балл | время | балл |
менее 16 | менее 29 | менее 32 | менее 28 | менее 30 | |||||
16-21 | 29-34 | 32-40 | 28-34 | 30-34 | |||||
21-26 | 34-39 | 40-48 | 34-39 | 34-38 | |||||
26-30 | 39-44 | 48-56 | 39-45 | 38-42 | |||||
30-35 | 44-49 | 56-64 | 45-50 | 42-46 | |||||
35-40 | 49-54 | 64-76 | 50-56 | 46-50 | |||||
40-45 | 3» | 54-59 | 76-84 | 56-62 | 50-54 | ||||
45-50 | 59-64 | 84-92 | 62-67 | 54-58 | |||||
50-54 | 64-69 | 92-100 | 67-73 | 58-62 | |||||
54-59 | 69-74 | 100-108 | 73-78 | 62-66 | |||||
59-64 | 74-79 | 108-116 | 78-84 | 66-70 | |||||
64-69 | 79-84 | 116-124 | 84-90 | 70-74 | |||||
69-74 | 84-89 | 124-132 | 90-95 | 74-78 | |||||
74-78 | 89-94 | 132-140 | 95-101 | 78-82 | |||||
78-83 | 94-99 | 140-148 | 101-106 | 82-86 | |||||
83-88 | 99-104 | 148-156 | 106-112 | 86-90 | |||||
88-93 | 104-109 | 156-164 | 112-118 | 90-94 | |||||
93-98 | 109-114 | 164-172 | 118-123 | 94-98 | |||||
98-102 | 114-119 | 172-180 | 123-129 | 98-102 | |||||
102-107 | 119-124 | 180-188 | 129-134 | 102-106 | |||||
107-112 | 124-129 | 188-196 | 134-140 | 106-110 | |||||
112-117 | 129-134 | более 196 | 140-146 | 110-114 | |||||
более 117 | 134-139 | — | 146-151 | 114-118 | |||||
— | — | более 139 | — | - | более 151 | — | 118-122 | ||
— | — | — | — | — | — | — | — | более 122 |
Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых,
следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.
Таблица 6
Балльная оценка ошибок переключения внимания
Этапы | Ошибки, баллы | |||
цвета | числа | порядка | ||
I | ||||
1. 5 | 1. 5 | 4. 5 | ||
II | ||||
4. 5 | 4. 5 | |||
7. 5 | 7. 5 | |||
III | ||||
4-5 | ||||
1. 5 | ||||
IV | ||||
1. 5 | ||||
V | ||||