Классификация групп в социальной психологии

Группы можно разделить, прежде всего, на условные (статистически выделяемые по определённому признаку) и реальные (контактные). Реальные группы бывают лабораторными (искусственно создаваемыми на время психологического эксперимента) и естественными. Последние, в свою очередь, подразделяются на большие и малые.

Малой группе посвящено наибольшее количество исследований, особенно в зарубежной социальной психологии. Подобная группа представляет собой немногочисленное объединение людей, включённых в общую деятельность и находящихся в непосредственном личном общении, что становится основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Говоря о вариантах групповой структуры, нужно выделить несколько возможных оснований для классификации: структура предпочтений, власти, коммуникации, эмоциональная структура межличностных отношений и структура групповой деятельности.

Если большие группы принято делить на стихийные и организованные, то малые группы – на формальные и неформальные. Следует отметить, что всякая формальная группа, в отличие от неформальной, обладает чертами организации, и в ней могут сосуществовать параллельно формальная и неформальная структуры.

Данное обстоятельство связано, в том числе, с проблемой соотношения лидерства и руководства как способов организации групповой деятельности, а также их различения. Признаки различия следующие:

1) лидер регулирует неформальные отношения в группе, руководитель – официальные отношения группы как социальной организации; 2) лидерство осуществляется в условиях микросреды, а руководство – в условиях макросреды; 3) лидерство стихийно и нестабильно, руководитель же бывает избран или назначен; 4) в системе руководства более разработаны формы санкций; 5) лидер имеет возможность принятия более непосредственных решений. Необходимо понимать особенности трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского.

В отечественной социальной психологии сложилась традиция рассматривать коллектив в качестве высшей формы развития организованной группы. Среди признаков коллектива были определены такие: 1) общественно-полезный характер деятельности; 2) наличие социально поощряемой цели добровольного объединения людей; 3) целостность коллектива; 4) создание им благоприятных условий для развития личности его членов.

Среди методов исследования малой группы особенной популярностью пользуется социометрический, связанный с именем Дж. Морено. Суть его – изучение межличностных отношений по уровню позитивных и негативных оценок, даваемых индивидом членам группы. Цель социометрии – устранение конфликта в группе, вызванного несовпадением микро- и макроструктур.

Введение в этнопсихологию

К большим социально-психологическим группам относятся, в первую очередь, этнические общности. Это нации, народности, национальные группы и т.п. Правильнее говорить не о национальном характере, а о более широком понятии психического склада этноса как наиболее устойчивой характеристике этнической общности.

Психический склад может включать в себя национальный характер, темперамент, традиции и обычаи этноса, сконцентрированные в его историческом опыте и усвоенные в процессе социализации каждого индивида.

Общность психического склада и национального самосознания выделяются в качестве основополагающих признаков этноса. Однако не следует забывать о двух моментах: 1) в реальных обществах переплетены национальные и социальные характеристики; 2) речь идёт не об исключительной принадлежности набора черт данному этносу, но лишь о степени их выраженности и специфике проявления.

Необходимо также обратить внимание на соотношение реального психического склада и таких явлений как этноцентризм, этнические стереотипы и этнические предубеждения. Важно понимать опасность последних для формирования идеологических и политических доктрин.

Причины национальных особенностей людей коренятся в исторически сложившихся экономических, социальных и культурных условиях жизни народов, хотя продолжаются дискуссии и о роли, например, биологических или географических факторов.

Направление культурантропологии анализировало способ социализации «базовой личности» для выяснения условий формирования этнической специфики. Следует отметить, что, несмотря на относительную устойчивость этой специфики, психический склад этноса претерпевает историческую трансформацию.

В фокусе социально-психологических исследований находятся как сами этнические характеристики, так и процессы межэтнического восприятия и взаимодействия. Изучение национального характера возможно также путём анализа продуктов его деятельности: национального языка и произведений народного искусства. Стоит заметить, что традиция подобных исследований восходит ещё к работам В. Вундта по «психологии народов».

Помимо исследования теоретических проблем, этнопсихология занимается разработкой практических методик, помогающих на межличностном уровне устанавливать контакты с представителями иных культур и достигать с ними взаимопонимания. Среди таких методик – решение и обсуждение задач «культурного ассимилятора», которые позволяют облегчить процесс аккультурации и снизить конфликтность освоения индивидом инородной среды.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х тт. М., 1996 (или новейшее издание).

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А.П. Садохина. М., 2002.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

7. Хьелл Л.А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. СПб., 2003.

Дополнительная литература

1. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 1999.

Изданные в серии «Хрестоматия по психологии» изд-ва «ЧеРо»:

2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001.

3. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 1999.

5. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.

6. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.

7. Психология эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.

Наши рекомендации