Изучение абстрактного мышления.
Материал. Одна из пословиц: "У страха глаза велики", "Пуганая ворона куста боится", "Не все то золото, что блестит", "Что посеешь, то и пожнешь", "Как с гуся вода", "Шила в мешке не утаишь", "Мало каши ел", "Горбатого могила исправит".
Ученика спрашивают:
1. О чем говорится в этой пословице? (Расскажет своими словами.)
2. В каких случаях употребляют эту пословицу? (Приведи пример.)
Ответы ученика фиксируются.
Обработка результатов; на основе анализа делается вывод об уровне понимания значения пословиц - конкретное или абстрактное.
4. Изучение образного мышления. Методика "Круги".
Нарисовать 20 кругов 4х5. Задание: нарисовать и подписать предметы в течение 5 минут.
Скорость мышления: сколько рисунков (а не кругов)? Низкая-0-10;
средняя- 10-15;
высокая -16-20.
Гибкость мышления: отмечать «+» то, что у вас вошло в эти разделы.
То, что не вошло, это оригинальность мышления.
Природа Техника Спорт Человек Наука Быт + + +
+ Использование 1 -2 тем - низкая гибкость,
3-4 тем - средняя гибкость, 5-6 тем - высокая гибкость.
Оригинальность мышления: количество рисунков, встречающихся один раз. Если использовано много рисунков из разных тем, значит присутствует гибкость.
6. Ассоциативный эксперимент на подвижность нервных процессов (в мыслительно-речевой деятельности).
Испытуемый должен на слово, произносимое экспериментатором, отвечать другим словом, которое находится к слову раздражителю в логическом отношении «вид - род».
Время на опыт строго ограничено. Слова-раздражители произносятся экспериментатором с интервалами в 3-4 секунды. Весь опыт длится 3 минуты.
Учитывается количество правильных ответов. Ошибки и пропуски считаются. 3 группы:
1 группа - лабильные 0-2 ошибки,
2 группа - средние 3-5 ошибок,
3 группа - инертные 6 ошибок и больше. Инструкция: На каждое из слов, произносимых экспериментатором, как можно быстрей записать свое слово, но не любое, а такое, где связь между словами будет соответствовать отношению «вид -
род». Например, береза - дерево.
1. Молоток (инструмент).
2. Орел (птица).
3. Тбилиси (город).
4. Ромашка (цветок).
5. Ока (река).
6. Тарелка (посуда).
7. Тополь (дерево).
8. Пистолет (оружие).
9. Астрономия (наука).
10. Моцарт (композитор).
11. Тигр (животное).
12. Камыш (растение).
13. Лимонад (напиток).
14. Железо (металл).
15. Шляпа (головной убор).
16. Овчарка (собака).
17. Марс (планета). 18. Бусы (украшение). 19. Пчела (насекомое). 20. Вальс (танец). 21. Шахматы (игра). 22. Сапоги (обувь). 23. Щука (рыба). 24. Ситец (ткань). 25. Кошка (животное). 26. Трава (растение). 27. Скрипка (музыкальный инструмент). 28. Кукла (игрушка). 29. Живопись (искусство). 30. Зима (время года). 31. Врач (профессия). 32. Альпы (горы). 33. Франция (страна). 34. Хоккей (игра). 36. Кобра (змея). 37. Антарктида (материк). 39. Трактор (механизм). 40. Сосна (дерево). |
ВООБРАЖЕНИЕ 1. Изучение творческого воображения. Задание 1. В течение пяти минут придумайте и запишите как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые, с точки зрения здравого смысла, вещи. Непременное условие, чтобы карандаш действительно можно было применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.). Различным считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы "Для рисования на бумаге" и "Для рисования на стене" - однотипные. Оценка результатов. За каждый новый вариант применения предмета - 1 балл, за каждый оригинальный вариант - 2 балла. Задание 2. В течение 20 минут составьте возможно большее -число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже): а) ветер, вода, велосипед; б) машина, сыр, кино; в) яблоко, пожар, ярость. Каждое предложение оценивается в два балла. За остроумные и оригинальные предложения добавляется по два балла. Задание 3. Составить рассказ, используя слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. |
Критерии оценки: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычайность поворотов сюжета, неожиданность концовки.
Задание 4. Определение яркости воображения.
Инструкция: Я зачитываю слово, а ты старайся как можно более ярко представить себе соответствующий образ. Оценку за степень яркости поставь себе сам, исходя из следующих критериев:
О - представление полностью отсутствует,
1 - представление слабое,
2 - живое,
3 - очень яркое.
1. Зрительные представления.
Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.
2. Слуховые представления.
Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна.
Голос классного руководителя.
3. Осязательные представления.
Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мед в руках. Ползущая по руке оса.
4. Обонятельные представления.
Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.
5. Двигательные представления. Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание. Обработка результатов. Подсчитайте отдельно по каждому виду представлений количество баллов.
Вяткина Л. А.