Суждение как форма абстрактного мышления.

Всякая мысль выражается в некоторой знаковой - обычно языковой - форме. Для суждения таковой является повествовательное предложение. Вопросительные и побудительные предложения суждениями не являются. Вопрос может быть оценен только с точки зрения его постановки как корректный или некорректный, а просьба, пожелание, приказ могут быть уместными или неуместными, логические значения ни тем, ни другим не свойственны.

Суждение – это мысль, выражаемая в знаковой форме повествовательного предложения, содержащая описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности. С наличием в суждении некоторого утверждения или отрицания неразрывно связано свойство суждения быть истинным или ложным.

Сравним два высказывания: «Весна пришла» и «Весна пришла, и тронулся лед на реках». Второе высказывание содержит в себе первое и еще одно высказывание: «Тронулся лед на реках». Первое высказывание называют простым, так как в нем нельзя выделить правильную часть, т.е. часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением. Второе – сложным, в котором уже можно выделить правильные части, являющиеся простыми суждениями. Простое высказывание выражает одно утверждение или одно отрицание, сложное – несколько.

Если взять за основание классификации форму, или структуру суждения, то можно построить такую схему:

Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru

Суждения

       
  Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru   Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru
 
Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru

Ассерторические суждения Модальные суждения

               
  Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru   Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru   Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru   Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru
 

Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru Суждение как форма абстрактного мышления. - student2.ru

Простые Сложные Простые Сложные

Ассертарическое (от лат. Asserto – утверждаю) – установленное, достоверное. Ассерторическое суждение утверждает нечто действительно существующее, установленное, достоверное, напр.: «Волга впадает в Каспийское море».

Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками.

Сформулируем различие между простыми и сложными суждениями.

Из школьного курса русского языка известно грамматическое различие между простыми и сложными предложениями. Аналогично формулируется различие между простыми и сложными суждениями в логике.

Простым называется суждение, которое содержит не более одного утверждения или отрицания.

Сложным называется суждение, которое содержит более одного

утверждения или отрицания.

Например: 1. «Солнце светит» — явно простое суждение, содержащее ровно одно утверждение связи между предметом «солнце» и признаком «светить».

2. Простым является и суждение «Каждый студент — веселый человек», поскольку здесь также содержится одно утверждение связи предмета «студент» и признака «быть веселым».

3. Суждение «Некоторые студенты не являются веселыми людьми» мы также будем считать простым суждением, поскольку оно содержит один акт отрицания связи между предметом «студент» и признаком «быть веселым».

4. Будем считать сложными суждения «Неверно, что каждый студент веселый человек», поскольку здесь отрицается первоначальный акт утверждения (т.е. встречается более одного утверждения или отрицания), или «Каждый студент – веселый и находчивый человек», поскольку оно содержит два утверждения «Каждый студент — веселый человек» и «Каждый студент — находчивый человек».

Истинность и ложность простых суждений. Теперь можем определить понятия истинности и ложности для простых суждений.

Суждение истинно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, имеющая место в действительности, или отрицается связь, не имеющая места в действительности.

Суждение ложно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, не имеющая места в действительности, или отрицается связь, имеющая место в действительности.

Хотя эти понятия истинности и ложности очень просты и ясно выражают нашу обычную идею истины, но в них заключается одна важная философская идея. Чтобы определить понятие истины, мы должны разделить мир на две области: 1) область мысли, в которой существуют понятия и суждения, 2) область действительности, в которой существуют предметы, их свойства и отношения. Говоря об истинности или ложности суждения, мы судим о соответствии структуры нашей мысли структуре действительности. Если эти структуры совпадают — суждение истинно, в противном случае — суждение ложно. Без разделения области мысли и области действительности понятия истинности и ложности являются неосмысленными. В философии эта теория истины называется корреспондентной теорией или теорией истины как соответствия.
Виды простых суждений. В простых суждениях рассматривается связь объекта и признака. Поскольку видов объектов очень много, поэтому нам трудно будет положить их в основу классификации простых суждений. Зато видов признаков не так уж много. Нам известно, что существуют признаки- свойства и признаки-отношения. Эти виды признаков могут служить основанием деления простых суждений.

Простые ассерторические суждения можно подразделить на следующие виды:

1) атрибутивные суждения,

2) суждения с отношениями,

3) экзистенциальные суждения.

Атрибутивными (лат. Attribuo – придаю, наделяю) называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам каких-либо свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств. Их еще можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении одного множества предметом в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов.

Например: суждение «Великобритания является конституционной монархией» — атрибутивное, поскольку предмету «Великобритания» приписывается признак-свойство «быть конституционной монархией».

На этом примере понятна структура атрибутивного суждения: то, о чем говорится в суждении, т.е. объект, о котором идет речь (в нашем примере «Великобритания»), будем называть субъектом суждения;

то, что говорится о субъекте суждения, т.е. признак, связь которого с субъектом утверждается или отрицается в суждении («быть конституционной монархией»), назовем предикатом суждения;

то, что связывает субъект и предикат в единое суждение, — связка суждения. Связка обычно выражается словами «есть» или «не есть».

Если обозначить субъект буквой S, предикат — буквой P, то структуру атрибутивного суждения можно выразить следующим образом: S (не) есть Р.

Любое категорическое высказывание имеет чёткую структуру, которая не всегда очевидна в выражающем такое высказывание предложении. Выявить эту структуру, значит ответить на вопрос: «Каков смысл данного высказывания?», заключающийся в информации о том, какой предмет мыслится в данном высказывании и о каком именно свойстве или отношении идёт речь, отрицается или наоборот утверждается данное свойство или отношение у предмета, истинно или ложно это отрицание (утверждение). Если мы знаем этот смысл, то интересующее нас высказывание понятно в плане его структуры и истинности, т. е. является не просто любым (например, неопределённым, бессмысленным и т. п.), но высказыванием-суждением.

· Пример

Смыслом высказывания, выраженного повествовательным предложением и являющегося категорическим атрибутивным, «Логиками были все древнегреческие философы» является суждение о «всех» без исключения представителях «древнегреческих философов» как имевших свойство «быть логиками», что не соответствует реальному положению дел, т. е. данное суждение ложно. В структуру данного суждения входит кванторное слово «все»; термин-субъект, выраженный словосочетанием «древнегреческие философы»; термин-предикат, выраженный словосочетанием «были логиками»; утвердительная предицирующая связка, не имеющая в данном предложении словесного выражения.

Кванторное слово — это показатель «объёма сказывания», т. е. носитель

информации о том, всем элементам или части элементов объёма предмета

мысли приписывается какое-либо свойство.

Субъект — это термин, обозначающий предмет мысли, которому приписывается какое-либо свойство.

Предикат — это термин, обозначающий то, что предицируется (приписывается), утверждается или отрицается о предмете мысли.

Предицирующая связка — это показатель «качества сказывания», т. е. носитель информации о том, утверждается (в таком случае имеет место утвердительная предицирующая связка) или отрицается (в таком случае имеет место отрицательная предицирующая связка) какое-либо свойство в отношении предмета мысли.

Чтобы было легче воспринимать данные элементы логической структуры категорического высказывания в исследуемом примере, преобразуем анализируемое предложение в тождественное ему: «Все древнегреческие философы есть люди, бывшие логиками».

Применив уже введённый символ «S» для обозначения субъекта и символ «P» для обозначения предиката, используя кванторное слово «все» и слово «есть» для выражения утвердительной предицирующей связки, получим следующую символическую запись логической формы данной разновидности категорического атрибутивного суждения:

«Все S есть P»

(читается: «Любому элементу объёма имени P принадлежит свойство S»).

Наши рекомендации