Изучение мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Перед тобой карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.
Примерное содержание анкеты
1. Учусь потому, что интересно.
2. Учусь потому, что хочу больше знать.
3. Учусь потому, что заставляют родители.
4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.
5. Учусь потому, что сейчас все учатся.
6. Учусь потому, что нравится учитель.
Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив учения, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он возник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения.
Ранжирование учебных предметов.
Инструкция Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее любимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дается список изучаемых предметов, например:
физика | -.5 |
труд | -1 |
алгебра | -9 |
руский язык | -6 |
геометрия | -7 |
история | -4 |
биология | -3 |
литература | -8 |
география | -2 |
Изучение отношения к отдельных учебным предметам.
Инструкция: Просим Вас высказать свое отношение к изучаемым предметам.
1. Мне нравится физика, потому что______
труд, потому что _______
2. Я бы исключил из своей учебы следующие предметы:
иностранный язык, потому что ______
химию, потому что __________
6. Классификация понятий по мыслительному или художественному типу.
Инструкция: Разложи слова по три слова на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Стимульный материал. Слова на отдельных карточках: орел, чешуя, летать, карась, бегать, овца, перья, плавать, шерсть. Возможны три способа группировки:
7 способ:
Карась, орел, овца. Шерсть, чешуя, перья. Бегать, плавать, летать.
2 способ:
Карась, чешуя, плавать. Овца, шерсть, бегать. Орел, летать, перья.
3 способ: беспорядочная группировка слов.
Интерпретация данных.
Первый способ возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предмета и слова объединяются в группы по этим признакам. В этом случае преобладает вторая сигнальная система, т.е. у ученика преобладает мыслительный тип.
Второй способ отражает образное мышление: предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям. В этом случае преобладает первая сигнальная система, т.е. у ученика художественный тип.
Если испытуемый может решить задачу и первым, и вторым способами, это может расцениваться как показатель равновесия сигнальных систем.
7. Определение художественного или мыслительного типа личности.
Выполните несколько заданий.
1. Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки (правой или левой) оказался сверху? Разомкните руки и сделайте пробу наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П (правая) или Л (левая). И так пишите в каждом последующем задании.
2. Не раздумывая, скрестите руки на груди, став в "позу Наполеона". Предплечье какой руки оказалось сверху? Попробуйте сделать наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П и Л.
3. Покажите, как вы аплодируете. Как правило, активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую, почти неподвижную.
4. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик ручки или
карандаша. Зажмурьте один глаз, потом другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот.
5. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуйте не глядя круг, квадрат, треугольник. Сравните изображения каждой пары фигур. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными.
Теперь подсчитайте, сколько у Вас «П» и «Л». Если в четырех или пяти пробах ведущая рука - правая, то ведущее полушарие -левое. Значит, вы - человек мыслительного типа. И наоборот.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
1. Изучение объема внимания.
а) Определение зрительного внимания.
Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, например,
А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.
Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.
Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.
б) Определение слухового внимания.
Материал: ряд цифр, например: 5,3,2, 7, б, 4.
Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".
Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно.
Материал: ряды слов.
1ряд | II ряд | III ряд | 1V ряд |
Кот | Град | Диван | Голова |
Лес | Дело | Дрозд | Патрон |
Вар | Окно | Грибы | Чайка |
Мул | Соль | Слива | Машина |
Кит | Гриб | Пенал | Гвоздь |
Инструкция: Я тебе прочитаю слово. Ты его выслушаешь, а потом произнесешь по буквам, но начиная с конца, например, "дом" -«-эм,-о-дэ».
Обработка: показателем объема внимания будет количество букв в слове, произнесенном без ошибок.
2. Изучение распределения внимания.
Задание 1
Инструкция: Быстро пиши на доске числа от 1 до 20 и одновременно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, говори 19 и т.д.
Задание 2
Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.
Задание 3
Инструкция: Читай вслух громко текст и одновременно пиши на доске "+-+-+ -" без ошибок.
После прочтения спросить, о чем читал ученик. Задание 4
Инструкция: Я буду читать текст вслух и одновременно постукивать карандашом по столу. Ты должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
После прочтения проверяется правильность воспроизведения и сосчитанное количество ударов.
Во всех опытах делается вывод о качестве распределения внимания у ученика.
3. Тренинг-тест для определения и тренировки темпа рабо
Ты.
Задание выполняется три раза на нелинованном листке бумаги. Нужен секундомер.
Задание 1
«Ставь черточки в удобном для тебя темпе. Я буду делать пометки, ты на это не обращай внимания». Сажают рядом ребенка, берут секундомер. Каждые 10 сек. ставят галочку, три раза по 10 сек.
Задание 2
«Снова ставь черточки, но как можно быстрее (для медлительного ученика)». Также три раза до 10 сек. «Теперь переверни листок».
Задание 3
«Теперь ставь черточки как в первый раз». Снова три раза по 10 сек.
1 задание: 8+6+7=21
2 задание: 18 + 11 +13 = 42
3 задание: 13 + 13 + 9 = 35 Вывод: темп деятельности можно совершенствовать.
4. Изучение уровня внимания у школьников 3-4 классов.
Инструкция: В тексте, который вы получите, есть разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их.
Текст
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблоки. Взрослые и дети топились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок.)
Обработка результатов:
1. Подсчитывается количество ошибок:
от 0 до 2 ошибок - высший уровень внимания,
от 3 до 4 - средний уровень внимания,
от 5 и более - низкий уровень внимания.
ПАМЯТЬ
1. Анкета по выявлению индивидуальных особенностей памяти.
1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный?
2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий на уроках труда: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двйгательной (когда сами повторяете движения)?
3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.)?
4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?
5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?
6. Можете ли вы вспомнить человека (его внешний вид, манеры поведения), с которьм случайно ехали в транспорте?
7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?
8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его?
а) Тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней. Ответы на вопросы можно интерпретировать следующим образом:
1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -слуховой.
2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -двигательный.
3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором - словесно-образная.
4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.
5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.
6. 7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная
память.
8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.
2. Определение индивидуальных особенностей памяти.
Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в каждом, из них два ряда написаны на табличках для показа.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.
Опыты начинаются с прочтения всех слов первого ряда, учащиеся записывают запомнившееся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего учащиеся записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, учащиеся шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показываются карточки со словами четвертого ряда. Учитель читает их
вслух. Ученики повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.
Полученные данные записываются в таблицу.
Вид памяти | Количество слов в ряду (а) | Количество удержанных в памяти (в) | Коэффициент воспроизведения (С = в/а) |
Слуховой | |||
Зрительный | |||
Моторно-слуховой | |||
Комбинированный |
В конце делается вывод о преобладающем типе памяти у отдельных учеников в целом по классу. Даются практические советы по правильной организации запоминания учебного материала.
МЫШЛЕНИЕ