Изучение мотивов учебной деятельности.

Инструкция: Перед тобой карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.

Примерное содержание анкеты

1. Учусь потому, что интересно.

2. Учусь потому, что хочу больше знать.

3. Учусь потому, что заставляют родители.

4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.

5. Учусь потому, что сейчас все учатся.

6. Учусь потому, что нравится учитель.

Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив уче­ния, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он воз­ник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения.

Ранжирование учебных предметов.

Инструкция Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее лю­бимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дает­ся список изучаемых предметов, например:

физика   -.5  
труд   -1  
алгебра   -9  
руский язык   -6  
геометрия   -7  
история   -4  
биология   -3  
литература   -8  
география   -2  

Изучение отношения к отдельных учебным предметам.

Инструкция: Просим Вас высказать свое отношение к изучае­мым предметам.

1. Мне нравится физика, потому что______

труд, потому что _______

2. Я бы исключил из своей учебы следующие предметы:

иностранный язык, потому что ______

химию, потому что __________

6. Классификация понятий по мыслительному или художе­ственному типу.

Инструкция: Разложи слова по три слова на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Стимульный материал. Слова на отдельных карточках: орел, чешуя, летать, карась, бегать, овца, перья, плавать, шерсть. Возможны три способа группировки:

7 способ:

Карась, орел, овца. Шерсть, чешуя, перья. Бегать, плавать, летать.

2 способ:

Карась, чешуя, плавать. Овца, шерсть, бегать. Орел, летать, перья.

3 способ: беспорядочная группировка слов.

Интерпретация данных.

Первый способ возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предмета и слова объединяются в группы по этим признакам. В этом случае преобладает вторая сиг­нальная система, т.е. у ученика преобладает мыслительный тип.

Второй способ отражает образное мышление: предметы и явле­ния обобщаются по их фактическим, наглядным связям. В этом случае преобладает первая сигнальная система, т.е. у ученика художествен­ный тип.

Если испытуемый может решить задачу и первым, и вторым способами, это может расцениваться как показатель равновесия сиг­нальных систем.

7. Определение художественного или мыслительного типа личности.

Выполните несколько заданий.

1. Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки (правой или левой) оказался сверху? Разомкните ру­ки и сделайте пробу наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П (пра­вая) или Л (левая). И так пишите в каждом последующем задании.

2. Не раздумывая, скрестите руки на груди, став в "позу Наполе­она". Предплечье какой руки оказалось сверху? Попробуйте сделать наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П и Л.

3. Покажите, как вы аплодируете. Как правило, активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую, почти неподвиж­ную.

4. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, вы­брав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик ручки или

карандаша. Зажмурьте один глаз, потом другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот.

5. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновре­менно обеими руками, нарисуйте не глядя круг, квадрат, треугольник. Сравните изображения каждой пары фигур. Изображения, выполнен­ные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными.

Теперь подсчитайте, сколько у Вас «П» и «Л». Если в четырех или пяти пробах ведущая рука - правая, то ведущее полушарие -левое. Значит, вы - человек мыслительного типа. И наоборот.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ

1. Изучение объема внимания.

а) Определение зрительного внимания.

Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, напри­мер,

А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.

Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.

Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.

б) Определение слухового внимания.

Материал: ряд цифр, например: 5,3,2, 7, б, 4.

Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".

Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно.

Материал: ряды слов.

1ряд   II ряд   III ряд   1V ряд  
Кот   Град   Диван   Голова  
Лес   Дело   Дрозд   Патрон  
Вар   Окно   Грибы   Чайка  
Мул   Соль   Слива   Машина  
Кит   Гриб   Пенал   Гвоздь  

Инструкция: Я тебе прочитаю слово. Ты его выслушаешь, а по­том произнесешь по буквам, но начиная с конца, например, "дом" -«-эм,-о-дэ».

Обработка: показателем объема внимания будет количество букв в слове, произнесенном без ошибок.

2. Изучение распределения внимания.

Задание 1

Инструкция: Быстро пиши на доске числа от 1 до 20 и одновре­менно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, го­вори 19 и т.д.

Задание 2

Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.

Задание 3

Инструкция: Читай вслух громко текст и одновременно пиши на доске "+-+-+ -" без ошибок.

После прочтения спросить, о чем читал ученик. Задание 4

Инструкция: Я буду читать текст вслух и одновременно посту­кивать карандашом по столу. Ты должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

После прочтения проверяется правильность воспроизведения и сосчитанное количество ударов.

Во всех опытах делается вывод о качестве распределения вни­мания у ученика.

3. Тренинг-тест для определения и тренировки темпа рабо­

Ты.

Задание выполняется три раза на нелинованном листке бумаги. Нужен секундомер.

Задание 1

«Ставь черточки в удобном для тебя темпе. Я буду делать по­метки, ты на это не обращай внимания». Сажают рядом ребенка, бе­рут секундомер. Каждые 10 сек. ставят галочку, три раза по 10 сек.

Задание 2

«Снова ставь черточки, но как можно быстрее (для медлитель­ного ученика)». Также три раза до 10 сек. «Теперь переверни листок».

Задание 3

«Теперь ставь черточки как в первый раз». Снова три раза по 10 сек.

1 задание: 8+6+7=21

2 задание: 18 + 11 +13 = 42

3 задание: 13 + 13 + 9 = 35 Вывод: темп деятельности можно совершенствовать.

4. Изучение уровня внимания у школьников 3-4 классов.

Инструкция: В тексте, который вы получите, есть разные ошиб­ки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблоки. Взрослые и дети топились на берегу. Внизу над ни­ми расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок.)

Обработка результатов:

1. Подсчитывается количество ошибок:

от 0 до 2 ошибок - высший уровень внимания,

от 3 до 4 - средний уровень внимания,

от 5 и более - низкий уровень внимания.

ПАМЯТЬ

1. Анкета по выявлению индивидуальных особенностей памяти.

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внима­тельно прочитанный про себя или прослушанный?

2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физиче­ских упражнений или практических действий на уроках труда: в зри­тельной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двйгательной (когда сами повторяете движения)?

3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.)?

4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать от­вет, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6. Можете ли вы вспомнить человека (его внешний вид, манеры поведения), с которьм случайно ехали в транспорте?

7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доходчи­вый материал, для того чтобы воспроизвести его?

а) Тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней. Ответы на вопросы можно интерпретировать следующим об­разом:

1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -слуховой.

2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -двигательный.

3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором - словесно-образная.

4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.

6. 7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная

память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную па­мять, ее прочность.

2. Определение индивидуальных особенностей памяти.

Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в каждом, из них два ря­да написаны на табличках для показа.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, ви­шня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.

Опыты начинаются с прочтения всех слов первого ряда, учащи­еся записывают запомнившееся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего учащиеся записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, учащиеся шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показы­ваются карточки со словами четвертого ряда. Учитель читает их

вслух. Ученики повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.

Полученные данные записываются в таблицу.

Вид памяти   Количество слов в ряду (а)   Количество удержанных в памяти (в)   Коэффициент воспроизведения (С = в/а)  
Слуховой              
Зрительный              
Моторно-слуховой              
Комбинированный              

В конце делается вывод о преобладающем типе памяти у от­дельных учеников в целом по классу. Даются практические советы по правильной организации запоминания учебного материала.

МЫШЛЕНИЕ

Наши рекомендации