Основные направления психокоррекции
Направление | ^ Объект воздействия | Причины психологических проблем | Основной метод | ^ Основная задача психокоррекции |
Психоаналитическое | Конфликт между «Сверх-Я» и «Оно» | Деструктивное действие механизмов психологической защиты | Интерпретация | Осознание пациентом внутреннего конфликта |
Экзистенциально-гуманистическое | Становление личности | Блокирование внутриличностных ресурсов | Помощь в самоосознавании и личностном росте | Интеграция адекватного целостного «Я» и расширение пространств бытия |
Поведенческое | Поведение | Неправильное научение, приведшее к неадаптивному поведению | Формирование навыков | Обучение новым адаптивным способам поведения |
Психолого-педагогическая коррекция – это метод целенаправленного воздействия на группу или отдельных лиц, предназначенный для оказания помощи психологически здоровым семья, наиболее уязвимым в отношении развития различного рода внутрисемейных деформаций (психогенных девиантностей родителей, психических расстройств и травм, неадекватных реакций во взаимоотношениях и др.). В зависимости от направленности внутрисемейной коррекции различают формы коррекционной работы: симптоматическую (направленную на симптомы отклонений) и коррекционную (направленную на причины появления отклонений). В зависимости от субъекта воздействия психолого-педагогическая коррекция может быть индивидуальной и групповой.
Индивидуальное коррекционное воздействие направляется на лиц (членов семьи) с выявленными в процессе диагностики отклонениями от функциональной нормы в психологическом здоровье семьи, препятствующими личностно-групповой внутрисемейной адаптации (например, на новой стадии развития семьи), усвоению представлений о семейной жизни, выработке умений саморегуляции своего поведения. При этом различают коррекцию личностных особенностей и психических состояний (эмоциональных нарушений).
Собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно специалистом, требует значительных усилий, применения специальных методов и методик, техник и процедур. В результате психолого-педагогической коррекции реконструируются высшие психические и поведенческие функции, изменяются личностные установки, межличностные отношения, коммуникативная сфера, самооценка и другие личностные и групповые образования высшего порядка.
К наиболее типичным проблемам, решаемым путем индивидуальной психолого-педагогической коррекции, относятся:
· несоответствие уровня развития познавательных процессов требованиям функциональной нормы семьи;
· негативные тенденции в особенностях поведения отдельной личности (трудности общения в семье, конфликтность, замкнутость);
· неорганизованность и неадекватность поведения личности в ситуации общения (неумение оценивать свое поведение, действия и регулировать их);
· трудности адаптации к особым условиям проживания семьи.
11. Основные задачи психологического консультирования в школе. Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.
В психологическом консультировании существует несколько этапов, которые могут быть изменены и скорректированы в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, факторами и индивидуальностями клиента.
1. Установление психологического контакта с клиентом.
2. Сбор информации, касающийся проблемы клиента.
3. Определение желаемого результата.
4. Определение альтернативных решений.
5. Обобщение и переход к действию.
Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека.
Психологическая консультация школьного психолога должна быть:
1. по форме - участливая дружеская беседа;
2. по цели - утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;
3. по методам работы -отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.
Консультирование рассматривается и как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи: оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания