Способы создания образов воображения
1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Ощущение и восприятие: свойства и классификации.
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Общий вывод исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно.
Классификации (виды) ощущений:
1) по модальности ощущений (специфичности органов чувств):
· зрительные,
· слуховые,
· вестибулярные,
· осязательные,
· обонятельные,
· вкусовые,
· двигательные,
· висцеральные.
2) классификация Ч. Шеррингтона:
· экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
· проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
· интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Общие свойства анализаторов
Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.
Восприятие
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс, и как результат.
Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Свойства восприятия:
· Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.);
· Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. ;
· Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
· Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название;
· Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.
Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.
Для формирования адекватного перцептивного (имеющего отношение к чувственному восприятию) образа необходимы следующие условия:
· активное движение;
· обратная связь;
· поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;
· сохранение привычной структурированности информации.
Иллюзии восприятия: Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.