Тема 1. Генезис представлений о конфликте
Введение
Данные методические указания состоят из нескольких разделов (см. содержание с. 3), включающих планы практических занятий, методические указания и библиографический список, темы рефератов и основные требования к его содержанию, тестовые задания для самоконтроля, краткий терминологический словарь и приложение к каждой теме.
Планы практических занятий состоят из вопросов и уточняющих их содержание подвопросов. В методических указаниях, предшествующих теме занятия, содержатся рекомендации, обращающие внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы. После вопросов к практическому занятию приводится литература.
Второй раздел содержит темы рефератов, рекомендации по их написанию и прилагающую к ним литературу.
Третий раздел включает тестовые задания для самоконтроля.
Литература, указанная в библиографии, разделяется на основную и дополнительную. В список основной литературы входят необходимые для подготовки к семинару издания, полно раскрывающие отмеченные в вопросах проблемы. Дополнительная литература может привлекаться по усмотрению студента. Для облегчения поиска рекомендуемой литературы после некоторых источников в библиографическом списке приводятся символ «٭», который означает, что данная книга имеется в библиотеке Омского гуманитарного института.
Раздел I. Планы практических занятий
Тема 2. Природа конфликта
В широком смысле конфликт есть противостояние (противоречие), в котором действия одной стороны встречают противодействия другой. В узком смысле конфликт – это такое соотношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (целей, интересов, идеалов, ценностей, установок, мнений, оценок и т.п.).
Конфликты возникают как внутри личности, так и в сферах общественной жизни (социальной, экономической, политической и др.). Они могут быть осознанными и неосознанными, протекать в скрытой форме или в открытой. Конфликты управляемы. Способы, методы, приемы воздействия на конфликт (его регулирование и разрешение) могут представлять собой рациональный, базирующийся на научном знании, организованный процесс, или стихийное, строящееся на обыденном здравом смысле, не организованное действие.
Поскольку конфликты имеют место в разных сферах общественной жизни, постольку ими интересуются представители различных социальных дисциплин: социологи, политологи, историки, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления, ученые, занимающиеся точными науками. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
При изучении материала обратите внимание на различные трактовки понятия «конфликт», исходя из междисциплинарного характера конфликтологических знаний. Рассмотрите источники, динамику и функции конфликта. Подумайте в чём заключается «общественная целесообразность» конфликта? При подготовке к четвёртому и шестому вопросам попытайтесь выяснить какова роль ситуации в формировании поведения участников конфликта? Почему при разрешении конфликта следует учитывать не только ранг и ресурсы его участников, но и саму ситуацию, в которой они находятся? В чём заключается критерий разрешения конфликта?
1. Междисциплинарный характер конфликтологических знаний:
а) понятие конфликта в рамках социологии, права и психологии;
б) социальные, правовые, психологические детерминанты конфликта.
2. Источники конфликтов:
а) объективные;
б) субъективные;
в) псевдообъективные.
3. Функции конфликтов:
а) деструктивная;
б) конструктивная;
в) информативная;
г) интегративная;
д) инновационная.
4. Стороны (участники) конфликта:
а) ранг и ресурсы сторон;
б) ситуация и её влияние на участников конфликта.
5. Динамика конфликта:
а) предконфликтная стадия;
б) конфликтная ситуация;
в) латентная стадия;
г) активная стадия;
д) завершение конфликта;
е) послеконфликтная стадия.
6. Способы разрешения конфликтов:
а) математические;
б) правовые;
в) социологические;
г) психологические;
д) этические.
Темы докладов:
Группами
Возникновение конфликта между малыми социальными группами свидетельствует о противоречии групповых мотивов. Формами такого конфликта могут являться совещания, переговоры, дискуссии, собрания, митинги, забастовки, мятежи.
Глубинные причины развития конфликта между малыми группами можно вскрыть, анализируя их деятельность, а также внутригрупповые отношения. Как показывают исследования отечественных и западных психологов, среди причин возникновения межгрупповых конфликтов приоритет принадлежит не индивидуально-психическим, а социально-психическим факторам.
Одним из признаков малой группы является непосредственный контакт, происходящий между всеми её членами. Поэтому при анализе межгруппового конфликта следует учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок.
Выделите противоречия, которые могут привести к конфликту между малыми группами, покажите их отличия от противоречий, способствующих возникновению межличностного конфликта и конфликта между личностью и группой. Рассмотрите роль участников межгруппового конфликта. Выявите, какими факторами обусловлен их выбор стиля поведения в конфликтной ситуации? Какие психологические и структурные изменения происходят в противоборствующих группах? Возможно ли управлять этими изменениями? Каковы методы, используемые лидерами (или руководителями) малых групп в регулировании и завершении конфликта?
1. Понятие «малой группы» и её признаки:
а) проблема малой группы в социально-психологических исследованиях;
б) социальный и деятельностный признаки малой группы;
2. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы:
а) отношения независимости;
б) кооперация;
г) конкуренция;
д) конфликт.
3. Субъективное содержание конфликтной ситуации между малыми социальными группами:
а) «деиндивидуализация» взаимного восприятия;
б) неадекватное социальное, групповое сравнение;
в) групповая атрибуция.
4. Анализ поведения субъектов конфликта между малыми социальными группами:
а) активные участники конфликта;
б) пассивные участники конфликта;
в) активные участники, заинтересованные в разрешении конфликта;
г) пассивные участники, заинтересованные в разрешении конфликта;
д) нейтральные участники.
5. Психологические модели урегулирования межгрупповых конфликтов:
а) информационная модель;
б) модель контакта;
в) переориентация человеческой агрессии;
г) введение надгрупповых целей;
д) достижение общей идентичности.
Темы докладов:
Межгрупповая агрессия
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998. (эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).
3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 1994 (эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).
4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000.٭
5. Фрейд З. Почему война? // Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1993.
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000 ٭ (электронная версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).
2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 1999, 2004.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.-Минск, 2000. ٭
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997, 2000, 2002. ٭
5. Свеницкий А.Л. Социальная психология. – М., 2005.
6. Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.А. – М., 2000. ٭
Дополнительная литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М., 1990.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2003.٭
4. Барлас Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я». – М., 1997.
5. Грановская Р.М., Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб., 2006. – С. 89-93 (эл. версия: Варианты улаживания конфликта с группой.files\msk_h5.gif).
6. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.
7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.
8. Десев Л. Психология малых групп. – М., 1979.
9. Донцов А.И. Психология коллектива. – М, 1984.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2002.٭
11. Кэмпбелл Д.Т. Реалистическая теория группового конфликта // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1997.
12. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М., 2001.
14. Козырев Г.И. Конфликтология. Группа и конфликт // Социально-политический журнал. – 1999. – № 6.
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. – Минск, 2000.٭
16. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб, 1999.
17. Крисько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М., 2006.
18. Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы – М., 1991.
19. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В.Н.Кудрявцева. – М, 1997.
20. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.
21. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М., 1997.٭
22. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.
23. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлёва. – М., 2002.
24. Стефаненко Т. Этнопсихология. – М., 1999.
25. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
26. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1995.
27. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000.
Тема 8. Социальный конфликт
Понятие «социальное» в широком смысле слова означает общественное. В узком смысле – это способ взаимосвязи и взаимодействия между субъектами деятельности (общностями, их членами) по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как системе.
Социальный конфликт имеет место во всех сферах функционирования социальных систем. В качестве основных сфер общественной жизни принято выделять политическую, материально-производственную и духовную. Эти сферы взаимопроникают друг в друга, поэтому конфликтное развитие, наблюдаемое в одной из сфер, накладывает свой отпечаток и на характер функционирования других. Таким образом, социальный конфликт, как явление многоплановое, пронизывает общество, являясь универсальным механизмом его развития.
Разрешение социальных конфликтов предполагает конструктивный диалог, позволяющий социальным общностям, втянутым в конфликтные отношения, выявить причины, содержание и способы устранения конфликтных ситуаций, а также преодоления их последствий. В современной науке и на практике преобладают два подхода к профилактике, диагностике и разрешению социальных конфликтов: юридический и неюридический, т.е. конфликтологический, социально-психологический.
Выясните, каковы источники социального конфликта, способы его разрешения и профилактики; от каких факторов зависит уровень и масштабность социального конфликта? Определите признаки стабильного общества, от которых зависит конструктивный характер разрешения социальных конфликтов. Проанализируйте функции социального конфликта, сформулированные американским социологом Л. Козером.
1. Типология социальных конфликтов:
а) межгосударственные;
б) межкультурные;
в) межэтнические;
г) межнациональные;
д) расовые;
е) политические;
ж) религиозные.
2. Структура социального конфликта:
а) участники конфликта и их характеристики;
б) источник и причины возникновения конфликтного процесса;
в) возможные формы конфликтного поведения его участников;
г) физическая и социальная среды, в которых протекает конфликт;
д) последствия разрешения конфликта.
3. Факторы социальных конфликтов:
а) психологические;
б) культурные;
в) политические;
г) территориальные;
д) экономические.
4. Методы урегулирования социальных конфликтов:
а) психологические;
б) социальные;
в) правовые.
5. Функции социального конфликта:
а) стимулирование социальных процессов;
б) группообразование;
в) структурирование внутренней организации социальных систем;
г) информационно-коммуникативная функция;
д) образование социальных институтов;
е) социальный контроль;
ж) разрядка напряженности в структуре социального организма.
Темы докладов:
Моральный кодекс медиатора
1. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. – М., 1997.
2. Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993 (электронная версия: http://evolkov.iatp.ru/conflictology/learn_not_altercate.html).
3. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. – Новосибирск, 2002. ٭
4. Ниренберг Д. Маэстро переговоров. – Минск, 1996.
5. Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация. Учебное пособие. – М., 1997.
Конфликтов
Конфликт изучается для того, чтобы найти эффективные способы его регулирования и разрешения.
Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный, историко-генетический подход, методы социологии и психологии. Среди специальных методов применяются такие, как конфликтологическая диагностика, экспертиза и ситуационный метод.
Изучение конфликта предполагает программу конфликтологического исследования. Важнейшими её компонентами являются: в рамках методологической части – обоснование и формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, постановка цели и задач исследования, логический анализ основных категорий и выдвижение рабочей гипотезы; в рамках процедурной части – составление стратегического плана исследования, поиск и разработка методики анализа конфликтов, сбор, качественная и количественная обработка полученных данных, анализ и объяснение результатов, обоснование и формулировка выводов и рекомендаций.
Методики получения научного знания, которые при этом используются: психологические (например, индивидуальные беседы, методики для выявления внутриличностного конфликта и определения типа поведения людей в конфликтных ситуациях, использование тестов с целью выявления повышенной конфликтности людей); социально-психологические (наблюдение, социометрия, опрос, ретроспективный анализ конфликтов, мониторинг, исследование документов, эксперимент); качественные методы анализа межгрупповых конфликтов (анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический методы и сравнение).
При подготовке к семинарскому занятию, рассмотрите проблемы, связанные с исследованием конфликтов на современном этапе и выясните ряд вопросов. При помощи каких методов анализируются причины и основания конфликта, его последствия? Чем отличается идеографический способ исследования поведения в конфликтной ситуации от номотетического способа? Что такое комплексная диагностика конфликта? Как проводится процедура экспертизы социального конфликта, чтобы оценить достоверность полученной информации и данных о конфликте? Какова логика программы конфликтологического исследования?
1. Уровни изучения конфликтов:
а) фундаментально-теоретический;
б) «теории среднего уровня»;
б) эмпирический.
2. методики моделирования внутриличностной и социальной конфликтности:
а) модульная методика диагностики межличностных конфликтов;
б) ситуационный метод исследования конфликтов;
в) логико-математическое моделирование конфликтов;
г) юридические исследования конфликтных ситуаций, методы диагностики конфликтов, динамики их роста и способов разрешения.
3. Программа конфликтологического исследования:
а) методологические принципы конфликтологического исследования;
б) методика составления исследования;
в) этапы анализа конфликтов.
Темы докладов:
Мотивационный конфликт
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2004. – 591 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общего психологического анализа. – М., 2002 – С. 393–396. ٭
3. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2002. – 320 с.٭
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.-Минск, 2000. – 368 с.٭
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000 – С. 135-136. ٭
6. Социальная конфликтология: Учебное пособие. Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002. ٭
Ценностный конфликт
1. Барлас Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я». – М., 1997. – 160 с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2002. – 320 с.٭
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986. – 223 с.
4. Каган М.С. Философская теория ценностей. – СПб.,1997. – 205 с.
5. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 67–71.
6. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России // Социальный конфликт, 1994, № 4.
7. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1988. – С. 5–33.
8. Тульчинский Г.Л. Проблемы осмысления действительности. – Л., 1986. – 171 с.
Конфликты и стереотипы
1. Левицкий С. А. Трагедия свободы: Сочинения. Т.1. – М., 1995. – 512с.
2. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. – М., 1998. – С. 15-254.
3. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996. – 478 с.
4. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. – 429 с (э. в.: http://evolkov.iatp.ru/conflictology).
5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.; Харьков, 1999. – С. 769–838 (эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).
6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989. – № 3. – С. 119–154; – 1989. – № 4. – С. 114–154.
7. Хевеши М. А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы // Философские науки. – 2001. – № 2. – С. 5–17.
Конфликты в сфере культуры
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2004. – 591 с.
2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. – 367 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2003 – 464 с.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.-Минск, 2000. – 368 с.٭
5. Зиммель Г. Избранное в 2 т. Философия культуры. – М., 1996. – Т.1. – 671 с.
6. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999. – 448 с.
7. Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. – СПб., 2000. – 544 с.
Что такое фрустрация?
а) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близко достижимой и значимой цели;
б) безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма;
в) внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение;
г) нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием.
11. Склонность объяснять всё поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:
а) первичности;
б) ореола;
в) плацебо;
г) Пигмалиона.
12. Наше восприятие мира в основном связано:
а) со строением органов чувств;
б) с бессознательными процессами нашей психики;
в) с опытом;
г) с культурой, к которой мы принадлежим.
13. Некорректное обобщение:
а) синтез, основанный на незначимых аргументах и фактах;
б) вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;
в) анализ, осуществляемый при помощи логических операций;
г) вид мышления, характеризующийся невозможностью принять точку зрения другого человека.
14. Выход из внутриличностного конфликта, с точки зрения экзистенциального направления заключается в:
а) обретении нового смысла жизни;
б) самоактуализации;
в) осознании своих целей;
г) разрешении противоречий между значимыми социальными ролями.
15. Чтобы изменилось поведение человека следует изменить, в первую очередь, его:
а) цели;
б) потребности;
в) ценности;
г) установки.
16. Доминирующими мотивами в психике человека являются:
а) биологические;
б) социальные;
в) духовные;
г) нет правильного ответа.
17. Основным механизмом невроза по Зигмунду Фрейду, является:
а) вытеснение «комплексов» в подсознание;
б) конфликт между Эго и супер-Эго;
в) конфликт между Ид и Эго;
г) всё вышеизложенное.
18. Главное в йоге – это учение о:
а) самосознании;
б) самосозерцании;
в) самопознании;
г) самоосвобождении.
19. Медитация – это:
а) спокойная пассивность;
б) способность сосредотачиваться на чём угодно и не думать о том, что мешает в данный момент;
в) размышление над какой-либо проблемой, сопровождаемое расслаблением мышц;
г) умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.
Какое утверждение неверное?
а) механизмы психической защиты как правило осознаются;
б) бессознательное находит выход в сновидениях;
в) рессоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших;
г) невроз является следствием неудач, фрустрацией и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной.
21. Сертификация личности по Э. Берну, следующие:
а) Отец, Мать, Ребёнок;
б) Взрослый, Ребёнок, Родитель;
в) Врач, Родитель, Ребёнок;
г) Взрослый, Ребёнок, Наставник.
22. Психологические игры – это наиболее частая форма общественных отношений, состоящая из трансакций:
а) параллельных;
б) перекрёстных;
в) скрытых;
г) параллельных и перекрёстных.
Какие противоречия могут вызывать межличностные конфликты: 1) противоречия корпоративных устремлений, когда отстаиваются интересы своей группы, и игнорируются интересы других групп; 2) противоречия, связанные с несостоявшимися ожиданиями, несбывшимися надеждами, неудовлетворенными потребностями; 3) противоречия между новым и старым, между революционным и консервативным подходами к решению проблем?
а) первое и второе;
б) второе и третье;
в) третье и первое;
г) все три.
41. Немецкий социолог Ральф Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. Какая из групп не является субъектом конфликта:
а) непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;
б) группы, которые стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта;
в) группы, заинтересованные в разрешении конфликта;
г) группы, не стремящиеся к разрешению конфликта, но и не участвующие в его обострении.
42. Конструктивный характер разрешения социальных конфликтов зависит от:
а) наличия сильного господствующего класса, сплоченного интегрированными интересами;
б) среднего класса, разнородного, но массового, препятствующего расколу общества на полярности;
в) достижения равновесия интересов и статусов социально значимых групп;
г) все ответы верные.
43. Структурно-функциональный метод, обеспечивающий сбор данных о конфликте:
а) выявляет основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них;
б) определяет основные этапы стадий развития конфликта;
в) выявляет классификацию форм конфликтов;
г) предвидит возможность развития конфликта.
44. Конфликтующие социальные группы выбирают следующую программу поведения, переведя конфликтную ситуацию, в скрытую форму:
а) достигнуть своих целей за счет третьей стороны, не заинтересованной в конфликте;
б) снизить уровень напряженности за счет частичных уступок противоположной стороне;
в) искать совместными усилиями компромисс;
г) все ответы верные.
45. По мнению американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Как вы считаете, с точки зрения Питирима Сорокина, конфликт – это борьба за:
а) сами потребности;
б) средства удовлетворения потребностей;
в) способы удовлетворения потребностей;
г) все ответы верные.
Таблица для самопроверки
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
б | б | б | г | г | |||||
а | г | в | а | г | |||||
б | а | в | а | а | |||||
б | а | г | б | г | |||||
г | в | в | г | б | |||||
а | г | в | в | г | |||||
а | в | в | б | в | |||||
б | а | в | в | б | |||||
в | б | б | а | а | |||||
а | а | а | б | а |
Терминологический словарь
Агрессия – 1) индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе; 2) форма поведения участников конфликта, характеризующаяся враждебностью. нередко участники конфликта прибегают как к словесной агрессии (дезинформация противника, его обвинения и оскорбления, сплетни, подрыв авторитета), так и к физической (военной) агрессии, включающей в себя насилие, нападения, террористические акт, вооруженную борьбу.
Адекватность – соответствие.
Амбивалентность – одновременное возникновение и сосуществование прямо противоположных, взаимоисключающих мыслей.
Антагонизм – одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил. Раскрывается в логике «или-или», «все или ничего», «жизнь или смерть».
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Арбитр – посредник, третейский судья.
Арбитраж – способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым при их согласии, либо в порядке, установленном законом.
Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку, и возможностями выполнить эти требования.
Аффилиация – самоприсоединение к группе.
Баланс сил – относительно равновесное распределение силового потенциала между возможными противниками.
Бойкот – 1) отказ от работы, от участия в чем-либо как способ политической борьбы; 2) прекращение отношений в знак протеста против действий противника.
Бунт – массовые стихийные выступления, характеризующиеся агрессивностью и кратковременностью. бунт, как правило, не имеет адреса, его причиной является крайнее недовольство и напряженность. Цели бунта – изменить состояние материального дефицита, политического угнетения, коррупции и т.д.
Внушение – процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок.
Враждебность – фиксированная психологическая установкам готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, также как и не в любом конфликте доминирует враждебность.
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Группа неформальная (неофициальная) – социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа формальная (официальная) – социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Дебаты политические – конфликтное взаимодействие субъектов политики в форме обсуждения, прений, обмена мнениями.
Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
Депривация – состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. Депривация с течением времени может либо усиливаться, либо уменьшаться, либо оставаться неизменной.
Дефлексия – уклонение от реального контакта с людьми, выражающаяся в форме болтливости, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.
Джентльменское соглашение (ДС) – устное соглашение между представителями государств по конкретным вопросам, договоренность на основе взаимного доверия. Дс обычно достигается в рамках более широкой политической договоренности и согласия.
Дезинтеграция – расчленение, распад целого на составные части.
Дезинформация – преднамеренное искажение информации со стороны средств массовой информации и других социально-политических институтов.
Диагностика конфликтной ситуации – выявление скрытых процессов, связей и отношений, позволяющих соотносить конфликтную ситуацию с характеристиками нормы или патологии. Для проведения диагностики конфликтной ситуации необходимо иметь представление и характеристики здорового конфликта.
Диагностика социального конфликта (комплексная) – включает в себя: а) полное описание условий конфликта, его участников; б) непосредственный повод конфликта; в) симптомы его проявления и содержание; г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая; д) сравнительный анализ схожих случаев.
Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Договор – соглашение между двумя сторонами о совместной выгоде.
Доминирование – намерение установить контроль над оппонентом и использовать его в своих интересах, навязывая ему свою волю. Доминирование характеризует такой тип отношений, который основывается на возвышении или унижении, на принципе главенства.
Жертва конфликта – человек, который провоцирует насильственные и агрессивные формы поведения к себе, демонстрируя одновременно комплексы неполноценности и беззащитность.
Забастовка – форма трудового конфликта, отношение между работодателями и рабочими (служащими), при котором последние отказываются от работы до тех пор, пока их определенные экономические или политические требования не будут выполнены работодателем.
Завершение конфликта – устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Зависть – негативное восприятие субъектов чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту.
Замещение – перенос эмоции гнева на менее сильного и значимого субъекта.
Замораживание конфликта – отсрочка конфликта, отказ его участников от открытой борьбы при сохранении основного противоречия между ними.
Идеографический способ исследования конфликта – ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент, т.е. личность, должен быть представлен как уникальный феномен.
Избегание – стратегия поведения в конфликтной ситуации, суть которой в выходе из конфликта, прекращение конфликтных отношений без разрешения предмета спора.
Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
Инвектива – резкое обличение; оскорбительная речь; выпад. В конкретных ситуациях инвектива имеет целью представить соперника в невыгодном свете, дискредитировать его в глазах членов группы.
Институализация конфликта – 1) установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом; 2)создание необходимых организаций, структур, способствующих разрешению конфликта и берущих на себя выражение и отстаивание интересов сторон.
Интеллектуализация – произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций: составление списка «+» и «–» каждой из тенденций и их анализ.
Интерес – реальная причина осознанных социальных действий, в том числе и конфликтных, групп и индивидов. В основе интереса лежат непосредственные побуждения, потребности, мотивы.
Интериоризация – усвоение личностью оценок со стороны других членов группы.
Интерпретация – оценочная процедура сознания и раскрытие смысла по отношению к окружающему миру через субъективное восприятие.
Интроекция – усваивание чувств, взглядов, убеждений, оценок, норм, образцов поведения других людей, которое, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью.
Инцидент – 1) событие, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перех<