Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности

(наименование дисциплины)

Направление подготовки - 37.04.01 – Психология.

Профиль/программа подготовки ____________________________________

Уровень высшего образованиямагистратура_________________________

Форма обучениязаочная____________________________________________

Семестр Трудоемкость зач. ед,/час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
2, 72   Зачет
Итого 2, 72   Зачет

Владимир 2015
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является ознакомление будущих специалистов с механизмами возникновения мотивационных процессов, с новыми направлениями психологических исследований, с новыми направлениями психологии мотивации.

Изучение названного курса позволит студентам формулировать принципы психологического исследования мотивационных процессов, осуществлять детальный анализ участия различных мозговых структур в изменениях мотивационно-потребностной сферы и сознания, владеть навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний и умений.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» относится к вариативной части учебного плана ОПОП по направлению 37.04.01 «Психология».

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

- знание теоретико-методологических и технологических проблем современной психологии мотивации, механизмов возникновения мотивационных процессов, основные принципы психологического исследования мотивационных процессов; осознавать связь психологических особенностей личности с функционирование мотивационно-потребностной сферы.

- умения анализировать данные, обобщать изученный материал, использовать основные психологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе, использовать основные психологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

- владение навыками использования в профессиональной деятельности базовых психологических знаний и умений, владение навыками экспериментальной работы.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Психология управления педагогическим коллективом» и др. и служит основой для освоения дисциплин: «Методика преподавания психологии», «Психология становления личности учителя и др.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

общепрофессиональных:

- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

профессиональных:

- способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3);

практическая деятельность:

- готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

проектно-инновационная деятельность:

- способностью разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7);

способностью создавать диагностические методики для психологической экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в различных профессиональных сферах (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

- готовностью к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом современного психологического инструментария, отвечающего требованиям валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности (ПК-11);

- способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12).

знать:

- на уровне представлений: ознакомление студентов с механизмами возникновения мотивационных процессов, с новыми направлениями психологических исследований, с новыми направлениями психологии мотивации (ОПК-2, ПК-5);

- на уровне воспроизведения: знать принципы психологического исследования мотивационных процессов (ПК-11);

- на уровне понимания: осознавать связь психологических особенностей личности с функционирование мотивационно-потребностной сферы (ПК-3, ПК-8, ПК-7).

уметь:

- осуществлять детальный анализ участия различных мозговых структур в изменениях мотивационно-потребностной сферы и сознания (ПК-3, ПК-5, ПК-12);

- анализировать данные, обобщать изученный материал (ОК-2; ПК-3).

владеть:

- владеть навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний и умений (ОПК-2, ПК-8, ПК-11).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы СРС КП, КР
1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации.           0,5/50%  
2. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.           0,5/50%  
3. Различные подходы к пониманию вопроса о потребностях.           0,5/50%  
4. Различные представления о сущности мотива           0,5/50%  
5. Мотив, как побудитель активности человека     0,5       0,25/50%  
6. Мотивационные образования     0,5       0,25/50%  
7. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива.     0,5       0,25/50%  
8. Виды мотивации     0,5       0,25/50%  
9. Патология и мотивация           0,5/50%  
10. Методы изучения мотивации и мотивов.           0,5/50%  
ИТОГО:         4/50% Зачет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 10 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 10 разделы).

c. Case-study (2 – 10 разделы).

d. Ролевая игра (2 раздел).

e. Проблемное обучение (1 – 10 разделы).

f. Контекстное обучение (2 – 10 разделы).

g. Обучение на основе опыта (1 – 10 разделы).

h. Индивидуальное обучение (1 – 10 разделы).

i. Междисциплинарное обучение (1 – 10 разделы).

j. Опережающая самостоятельная работа (1 – 10 разделы).

Формы организации учебного процесса:

k. Лекция, мастер-класс (1 – 10 разделы).

l. Практические занятия (1 – 10 разделы).

m. Самостоятельная работа студентов (1 – 10 разделы).

n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1 – 10 разделы).

o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 10 разделы).

p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (2 – 10 разделы).

q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 10).

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами контроля освоения дисциплины «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» является зачет.

Текущий контроль студентов производится во время проведения практических занятий в форме:

- тестирования;

- устных ответов на вопросы к практическим занятиям;

- проверки выполнения письменных домашних заданий;

- проверки составленных таблиц и схем;

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – своевременная сдача тестов и письменных домашних заданий.

Дополнительно оцениваются посещаемость, исполнительность, инициативность студента, его активность на практических занятиях, своевременная сдача письменных заданий.

Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» проходит в форме зачета, который включает в себя устный ответ на один теоретический вопрос и выполнение одного письменного задания (например, обработать и описать результаты методики).

Фонды оценочных средств, включающие задания к контрольным работам, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации