Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности
(наименование дисциплины)
Направление подготовки - 37.04.01 – Психология.
Профиль/программа подготовки ____________________________________
Уровень высшего образования – магистратура_________________________
Форма обучения – заочная____________________________________________
Семестр | Трудоемкость зач. ед,/час. | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) |
2, 72 | Зачет | |||||
Итого | 2, 72 | Зачет |
Владимир 2015
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является ознакомление будущих специалистов с механизмами возникновения мотивационных процессов, с новыми направлениями психологических исследований, с новыми направлениями психологии мотивации.
Изучение названного курса позволит студентам формулировать принципы психологического исследования мотивационных процессов, осуществлять детальный анализ участия различных мозговых структур в изменениях мотивационно-потребностной сферы и сознания, владеть навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний и умений.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» относится к вариативной части учебного плана ОПОП по направлению 37.04.01 «Психология».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
- знание теоретико-методологических и технологических проблем современной психологии мотивации, механизмов возникновения мотивационных процессов, основные принципы психологического исследования мотивационных процессов; осознавать связь психологических особенностей личности с функционирование мотивационно-потребностной сферы.
- умения анализировать данные, обобщать изученный материал, использовать основные психологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе, использовать основные психологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;
- владение навыками использования в профессиональной деятельности базовых психологических знаний и умений, владение навыками экспериментальной работы.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Психология управления педагогическим коллективом» и др. и служит основой для освоения дисциплин: «Методика преподавания психологии», «Психология становления личности учителя и др.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:
общепрофессиональных:
- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
профессиональных:
- способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3);
практическая деятельность:
- готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
проектно-инновационная деятельность:
- способностью разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7);
способностью создавать диагностические методики для психологической экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в различных профессиональных сферах (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
- готовностью к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом современного психологического инструментария, отвечающего требованиям валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности (ПК-11);
- способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12).
знать:
- на уровне представлений: ознакомление студентов с механизмами возникновения мотивационных процессов, с новыми направлениями психологических исследований, с новыми направлениями психологии мотивации (ОПК-2, ПК-5);
- на уровне воспроизведения: знать принципы психологического исследования мотивационных процессов (ПК-11);
- на уровне понимания: осознавать связь психологических особенностей личности с функционирование мотивационно-потребностной сферы (ПК-3, ПК-8, ПК-7).
уметь:
- осуществлять детальный анализ участия различных мозговых структур в изменениях мотивационно-потребностной сферы и сознания (ПК-3, ПК-5, ПК-12);
- анализировать данные, обобщать изученный материал (ОК-2; ПК-3).
владеть:
- владеть навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний и умений (ОПК-2, ПК-8, ПК-11).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Объем учебной работы с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Контрольные работы | СРС | КП, КР | ||||||
1. | Основные проблемы и понятия психологии мотивации. | 0,5/50% | |||||||||
2. | Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. | 0,5/50% | |||||||||
3. | Различные подходы к пониманию вопроса о потребностях. | 0,5/50% | |||||||||
4. | Различные представления о сущности мотива | 0,5/50% | |||||||||
5. | Мотив, как побудитель активности человека | 0,5 | 0,25/50% | ||||||||
6. | Мотивационные образования | 0,5 | 0,25/50% | ||||||||
7. | Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива. | 0,5 | 0,25/50% | ||||||||
8. | Виды мотивации | 0,5 | 0,25/50% | ||||||||
9. | Патология и мотивация | 0,5/50% | |||||||||
10. | Методы изучения мотивации и мотивов. | 0,5/50% | |||||||||
ИТОГО: | 4/50% | Зачет |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 10 разделы).
b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 10 разделы).
c. Case-study (2 – 10 разделы).
d. Ролевая игра (2 раздел).
e. Проблемное обучение (1 – 10 разделы).
f. Контекстное обучение (2 – 10 разделы).
g. Обучение на основе опыта (1 – 10 разделы).
h. Индивидуальное обучение (1 – 10 разделы).
i. Междисциплинарное обучение (1 – 10 разделы).
j. Опережающая самостоятельная работа (1 – 10 разделы).
Формы организации учебного процесса:
k. Лекция, мастер-класс (1 – 10 разделы).
l. Практические занятия (1 – 10 разделы).
m. Самостоятельная работа студентов (1 – 10 разделы).
n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1 – 10 разделы).
o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 10 разделы).
p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (2 – 10 разделы).
q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 10).
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Формами контроля освоения дисциплины «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» является зачет.
Текущий контроль студентов производится во время проведения практических занятий в форме:
- тестирования;
- устных ответов на вопросы к практическим занятиям;
- проверки выполнения письменных домашних заданий;
- проверки составленных таблиц и схем;
Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – своевременная сдача тестов и письменных домашних заданий.
Дополнительно оцениваются посещаемость, исполнительность, инициативность студента, его активность на практических занятиях, своевременная сдача письменных заданий.
Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине «Психология мотивации детей и учащейся молодежи к учебной деятельности» проходит в форме зачета, который включает в себя устный ответ на один теоретический вопрос и выполнение одного письменного задания (например, обработать и описать результаты методики).
Фонды оценочных средств, включающие задания к контрольным работам, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ