Стимульный материал к методике

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

Стимульный материал к методике - student2.ru

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

Стимульный материал к методике - student2.ru

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

Стимульный материал к методике - student2.ru

5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь.
Где0сел0бы0ты?
Кто этот человек?

Стимульный материал к методике - student2.ru

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

брат     папа и мама
 
сестра      

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

папа и мама      
 
дедушка и бабушка      

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

         
 
         

9. Решено0преподнести0одному0человеку0сюрприз.
Ты0хочешь,0чтобы0это0сделали?
Кому?
А0может0быть0тебе0все0равно?
Напиши ниже

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого0человека.
Кого0бы0ты0взял0с0собой?
Напиши ниже.

11. Ты0потерял0что-то,0что0стоит0очень0дорого.
Кому0первому0ты0расскажешь0об0этой0неприятности?
Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной0зуб.
Ты0пойдешь0один?
Или0с0кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

13. Ты0сдал0экзамен.
Кому0первому0ты0расскажешь0об0этом?
Напиши ниже

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

Стимульный материал к методике - student2.ru

16. Где ты на этот раз?

Стимульный материал к методике - student2.ru

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или0обозначь0крестиками.
Подпиши, что это за люди

Стимульный материал к методике - student2.ru

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо0лучше0других.
Кого0бы0ты0хотел0видеть0на0его0месте?
А0может0быть,0тебе0все0равно?
Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
По0кому0бы0ты0тосковал0сильнее0всего?
Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

21. С0кем0ты0любишь0играть:
с0товарищами0твоего0возраста?
младше0тебя?
старше0тебя?
Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
будешь0плакать?
пожалуешься0учителю?
ударишь0его?
сделаешь0ему0замечание?
не0скажешь0ничего?
Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

27. Ты0много0помогаешь0маме?
Мало?
Редко?
Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

32. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
Будешь0плакать?
Пожмешь0плечами?
Сам0будешь0смеяться0над0ним?
Будешь0обзывать0его,0бить?
Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
Будешь0плакать?
Пожмешь0плечами?
Сам0будешь0смеяться0над0ним?
Будешь0обзывать0его,0бить?
Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься0отобрать?
Начнешь0его0бить?
Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:
Плакать?
Продолжать0играть0дальше?
Ничего0не0скажешь?
Начнешь0злиться?
Подчеркни один из этих ответов

37. Отец0не0разрешает0тебе0идти0гулять.0Что0будешь0делать:
Ничего0не0ответишь?
Надуешься?
Начнешь0плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь0пойти0вопреки0запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Ничего0не0ответишь?
Надуешься?
Начнешь0плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь0пойти0вопреки0запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

Стимульный материал к методике - student2.ru

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Стимульный материал к методике - student2.ru

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Стимульный материал к методике - student2.ru


2. Анкетирование[26]

приложение 2

имя друга

аккуратный

красивый

сильный

здоровый

чистый

хорошо играет (танцует)

вместе ходим в кружок

на уроках сидим вместе

он мне нравится

мы часто бываем вместе

он считает меня своим другом

он хороший

добрый, отзывчивый

всегда готов помочь (не подведет, поможет)

честный

общительный

скромный

серьезный

вежливый

я ему доверяю

умеет хранить секреты

хорошо учится

сообразительный

хорошо говорит словами

хорошо знает жесты

3. Тест - семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе».[35]

приложение 3

Цель: определить эмоциональный климат класса. Детям раздаются бланки с обозначением положительных/отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.

в нашем классе всегда весело - - - - - в нашем классе всегда скучно

мы добрые - - - - - - - - - мы злые

равнодушные

мы никогда - - - - - - - - мы часто

не ссоримся - - - - - - - - ссоримся

мы вежливые - - - - - - - ребята часто грубят

никогда не грубим - - - - - - - ругаемся

друг другу

мы очень дружные - - - - - - в классе мало

друзей

спокойно, хорошо - - - - - - неспокойно, тревожно

Инструкция: подумаем над тем, какой у вас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у вашего коллектива.

Каждая из точек соответствует определенному баллу: крайняя правая-0 баллов, крайняя левая-4 балла.

Стимульный материал к методике - student2.ru

[24]

1. занятие

Цель: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки.

Упражнение «Ласковое имя»

Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева.

Упражнение «Хочу сказать приятное»

Каждый ребенок хвалит соседа слева, а потом себя. Обсуждается то, что чувствовали дети, когда их хвалили, что им больше понравилось, слушать похвалу в свой адрес или хвалить самому.

Упражнение «Я икс…»

Все участники пишут на бумаге название предмета, который находится в поле их зрения (мел, доска, розетка, сумка). Учащиеся по очереди рассказывают от имени своего предмета, ассоциируя его с собой (о детстве, о дружбе, об эмоциях и переживаниях).

2. занятие

Цель: формирование положительного отношения к одноклассникам; воспитание дружелюбия.

Упражнение «Нарисуй подарок», «Сделай открытку»

Дети рисуют подарки и делают открытки, дарят друг другу. Обсуждают, что понравилось больше, дарить или получать.

Упражнение «Рисунки на спине»

Дети встают друг за дружкой. Первый пишет указательным пальцем на спине стоящего впереди простое слово. По цепочке это слово передается игроками путем написания на спинах впереди стоящих игроков.

Упражнение «Кто Я?»

Каждый пишет загадку, в которой он описывает самого себя. Завершает вопросом «кто я?». Написав, все загадки складывают в коробку. Каждый достает одну из загадок, нужно отгадать, кто имеется в виду.

3. занятие

Цель: формирование положительного эмоционального климата во взаимоотношениях.

Упражнение «Мое самое любимое - это…»

Участникам предлагается назвать свое самое любимое блюдо, фильм, животное, время года, песню, актера…и т.д.

- Упражнение «Сравнение с вещью»

Ведущий берет предмет (книга, сумка, линейка, часы). Один ученик встает в центре круга. Участники говорят, что общего, одинакового у этой вещи и человека. Последним говорит доброволец (о себе).

- Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

Участники меняются местами те, например, у кого темные волосы, зеленые глаза, белая кофта.

№ 4

Цель: развитие навыков сотрудничества: действовать согласованно, синхронно; развитие чувства МЫ.

- Упражнение «Опознать на ощупь»

Ведущий закрывает глаза, участники меняются местами, ведущий должен опознать их, используя только руки (ощупывать волосы, плечи, руки).

- Упражнение «Трио»

Выбирается три человека. Кто по середине ставит ноги в разные пустые коробки, двое других ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой центрального игрока, а стоящий слева-правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Взяться за плечи и пройти несколько метров. Каждый должен побывать и в центре и с краю.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой - ведущего. Ведомый закрывает глаза. Ведущие должны провести своих подчиненных по самому трудному маршруту в комнате. Затем участники меняются местами и игра повторяется.

Подведение итогов - каждый говорит, что ему понравилось, что составило трудности.

- Упражнение «Распускающийся бутон»

Сесть в круг на полу взявшись за руки. Постараться всем вместе, одновременно встать, не отпуская рук. После этого, дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.

№ 5

Цель: конструктивное решение конфликтных ситуаций.

- Детям предлагается прослушать несколько ситуаций, обсуждается, как нужно выйти из нее.

1. Ты сидишь в парке на траве, на улице хорошая погода, у тебя хорошее настроение. Рядом играют маленькие дети, один из них упал и заплакал. Что ты сделаешь, чтобы помочь ему? Как ты чувствуешь себя после того, как кому-нибудь поможешь?

2. Тебе наступили на ногу, извинились. Что ты сделаешь? Что скажешь? А если человек не извинится?

3. Ты на игровой площадке, качаешься на качелях. Ты раскачиваешься и чувствуешь себя как птица - легко и свободно. Подходит другой ребенок, он тоже хочет покачаться. Уступишь ли ты место? Почему важно, чтобы люди делились друг с другом? Как ты относишься к ребятам, которые не хотят уступать другим?

Игра 1. «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ».

Для игры понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (шишка, камешек и пр.)

Задание: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое.

Например:

1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне

нравиться танцевать... И т.д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, " примерить" ее, включаться в процесс кругового общения и взаимодействовать друг с другом.

Игра 2. «РАССКАЖИ СКАЗКУ».

Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца.

Форма игры: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка).

Основное условие такое: сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики. Первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: "И жили они счастливо, и умерли в один день"). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: " И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо, и умерли в один день". И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказки и рассказывает ее от начала и до конца.

В этой игре развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать" информацию.

ВАРИАНТ: сказка рассказывается по одному слову.

Игра 3. «И НЕ ТО, ЧТОБЫ " ДА ", И НЕ ТО, ЧТОБЫ " НЕТ "…»

Участники игры образуют «сидячий» круг. Вне круга находятся добровольцы, которые беседуют с сидящими. Вопросы задаются в такой форме, чтобы можно было ответить « да « или « нет».

Но ответы даются самые странные, иногда явно не соответствующие правде.

Добровольцы должны выяснить, от чего зависит тот или иной ответ.

Разгадка не так уж сложна: ответ зависит от позы сидящего. Если руки скрещены на груди (поза, поза, закрытая для общения), на любой вопрос человек отвечает "нет". В другом случае ответ всегда положительный.

Обсудить: кому было труднее: тем, кто отгадывал, или тем, кто попадал в смешное положение, говоря явную ерунду? И т.д.


Наши рекомендации