Проблема межличностных отношений в психологии
Изучая индивида, мы обращаемся к его ближайшему окружению, и через призму межличностных отношений, его микросоциума, начинаем глубже понимать проблемы личности и корни ее персонификации.
Если говорить об отношении, значит надо иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается человеком, событием и проявляется в его эмоциональных реакциях и определенной деятельности.
В.Н. Мясищев дал классическое определение отношений личности: "Отношения0-0целостная0система0индивидуальных,0избирательных, сознательных0связей0личности0с0разными0сторонами0объективной действительности,0включающая0три0взаимосвязанных0компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира". [20]
Понятие0"межличностные0отношения"0акцентирует0внимание0на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени и анализ общения, поскольку при условии межличностной связи, путем непрерывного обмена информацией возникает зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и взаимная ответственность за сложившиеся отношения.
«Межличностные отношения» - по определению А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения».0[25]
Указанное выше определение межличностных отношений означает, что межличностные отношения, как отношения, в основе которых лежат непосредственные0отношения,0антипатии,0симпатии,0безразличие, представляет0собой0отношения0в0первую0очередь0оценочные, эмоциональные, во вторую очередь -0действенные.
Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности и выборе партнеров, функции отношений. Главным критерием, по его мнению, является мера, глубина вовлечения личности в отношения, а дополнительные критерии - это дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта. По данным Н.Н. Обозова, разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. [23]
К0психологическим0характеристикам0относятся:0интеллект, мотивация, характер, темперамент, способности.
К индивидуальным - все индивидуально неповторимое, обусловленное особенностями жизни человека.
Согласно0второму0критерию0наибольшей0избирательностью характеризуются0дружеские,0супружеские,0любовные0отношения. Наименьшая избирательность свойственна для отношений в знакомстве.
Третий критерий0-0различие функций отношений, означает, что функции0отношений0проявляются0в0различии0их0содержания, психологического смысла для партнеров.
Под функциями понимаются задачи и вопросы, которые решаются в межличностных отношениях.
В центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников была не только внешняя, поведенческая картина общения, но и потребности, и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения. Прежде всего, следует соотнести понятия "общение" и "отношение" [14].
Общение0достаточно0широко0использовалось0в0контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.0Межличностные0отношения0при0этом0оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л. Лазурским и В.Н. Мясищевым [2].
В отличие от действия отношение:
1.Не имеет цели и не может быть произвольным;
2.Не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем процесс;
3.Не0имеет0культурно0-0нормированных0внешних0средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуальности, конкретно.
Как отмечает Петровский А.В., после того, как в 60-70-е годы прошлого века психология, отпочковавшись от философии, выделилась в качестве самостоятельной науки, ее предметом оставалась психика, душа единичного человека, существующего как бы вне времени, вне социального окружения, в замкнутом кругу собственного «Я». Ощущения, чувства, память, мышление изучались сами по себе, и даже не предполагалось, что индивидуальные0психические0процессы0могут0видоизменяться0в зависимости от присутствия или отсутствия других людей, что, действуя и общаясь друг с другом, люди чувствуют и мыслят не как изолированные индивиды, а как члены различных обществ, накладывающих отпечаток на все психические проявления личности» [13,123]. Второе пятидесятилетие ознаменовалось0расцветом0социальной0психологии,0выясняющей закономерности межличностных отношений, изучающей группы и личность в группе, особенности общения и взаимодействия людей.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Р.С. Немов пишет, что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности [22].
Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способна оказать сильное устойчивое влияние на формирование образа. На первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал.
Подход, намеченный Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Альбуханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Альбухановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [2].
Первая группа включает в себя сближающие и объединяющие чувства, при которых субъекты отношений демонстрируют готовность и желание к сотрудничеству, совместным действиям (чувство симпатии и уважения к другому, положительные эмоции, проявляющиеся как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств).
Вторая группа включает в себя сближающие и объединяющие чувства, когда отсутствует желание к сотрудничеству, взаимодействие становится невозможным, возникают антипатия, презрение, негативные эмоции.
Коломинский Я.Л. говорит о том, что «отношения и взаимоотношения это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей». [1]
Таким образом, можно сделать вывод: процесс межличностных отношений представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение навыков общения и обмен опытом, утверждение себя как социального субъекта и для этого требуется создать необходимые условия, благоприятную атмосферу, обеспечивающую налаживание отношений между младшими школьниками и их взаимодействие.