Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников.

Функции №№проб Инструкция, описание проб
1.Кинестетический праксис Выполнение по зрительному образцу     Выполнение по тактильному образцу     Перенос поз       1. 2. 3. 4-6   7. 8. 9-10     11. 12. 13-14 Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки И.: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из поз: Соединить I и II пальцы в кольцо. Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты. То же левой рукой. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем поза снимается. Ребенок должен воспроизвести ее той же рукой. Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты. То же левой рукой. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно также на другой руке» Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты. То же левой рукой.
2. Пространствен-ный праксис (проба Хэда)   15. 16. 17.   18. 19.   20. 21. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то что я буду делать своей левой рукой, ты будешь делать своей левой (прикоснуться) рукой». После выполнения каждой пробы принимается свободная поза. П. рука согнута в локте и поднята вверх. Л. рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. П. рука горизонтально под подбородком ладонью вниз. Л. рука перпендикулярно подбородку. Л. рука внутренним ребром ладони примыкает к линии носа. Л. рука касается правого плеча. П. рука касается левого уха.
3. Динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»     Реципрокная координация рук   Графические пробы     22. 23. 24.     25.     26.   27.       И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений: кулак, ребро, ладонь. Два раза экспериментатор делает вместе с ребенком молча и медленно. «А теперь сам!» Самостоятельно п. рукой. Самостоятельно л. рукой. И.: «Положи руки на стол. Делай, как я» Одна рука сжата в кулак, а другая распрямлена. Ребенок должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую. «А теперь сам!» И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги» Экспериментатор рисует образец. Ребенок продолжает 20 сек. ведущей рукой.
             
    Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru
 
  Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru   Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru   Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru

Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru Схема адаптированного нейропсихологического обследования дошкольников. - student2.ru

4.Слухо-моторные координации Оценка ритмов   Воспроизведение ритмов по слуховому образцу     28. 29. 30.     31. 32.     И.: «Сколько раз я стучу?» II или III И.: «По сколько раз я стучу?» II II II или III III III И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?» II···II···II···II или III··III··III И.: «Постучи, как я» Простые ритмы: II II II или III III III Акцентированные ритмы: II···II···II···II или III··III··III
  5.Стереогноз     33. 34. И.: «Закрой, пожалуйста, глаза», затем в руку ребенка вкладывается предмет: ключ, булавка, расческа (по три в каждую руку). «Узнаешь, что это?» Ощупывание предметов правой рукой. Ощупывание предметов левой рукой.
6.Зрительный гнозис Узнавание предметных изображений.     Восприятие химерных изображений   Лицевой гнозис     Цветовой гнозис   Сюжетная картинка     35.   36. 37.   38.     39.     40.   41.   И.: «Что здесь нарисовано?» Восприятие предметных реалистических изображений. Восприятие схематических изображений. Восприятие наложенных изображений.   И.: «Что здесь нарисовано?» Если не замечает подвоха: «Здесь все правильно нарисовано?»   Предъявляется изображение лица/сюжетная картинка, на которой следует опознать пол, возраст, эмоциональный компонент. И.: «Напиши, пожалуйста, карандашом того же, что и солнышко (трава) цвета» Рисунки Н. Радлова. И.: «Что здесь случилось?»
7. Слухо-речевая память Запоминание 2-х групп по 3 слова     Запоминание 5 слов   Воспроизведение слов после интерференции Повторение рассказа     50.   51.   52.     53.     И.: «Повтори за мной: холод, цветок, книга» Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: слон, вода, пол» Ребенок повторяет. Затем: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» При невозможности воспроизведения процедура повторяется (но не более 5 раз) И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты запомни их, пожалуйста, в том же порядке. Слушай. Дом, кот, лес, ночь, звон» При невозможности воспроизведения процедура повторяется (но не более 5 раз) И.: «Какие слова мы запоминали? Сначала, пожалуйста, назови те, что были в самом начале, а потом и последние пять» И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся пересказать его как можно точнее»
9. Рисунок Самостоятельный Копирование       54. 55.   56.   Ребенку предлагается нарисовать домик, человека. Ребенку предлагается срисовать предложенное изображение домика правой рукой. Левой рукой.
10. Зрительная память Запоминание невербальных стимулов     Запоминание вербальных стимулов   Воспроизведение после интерференции     57.     58.     59.     § Перед ребенком выкладывается набор из 5 фигур: ребенку предлагается обвести их: Затем эталон убирается, и ребенок по памяти рисует ведущей рукой то, что запомнил. При неудаче – повторное предъявление. После чего закрывается и эталон, и то, что в первый раз рисовал ребенок. При необходимости процедура повторяется 4 раза. § Перед ребенком выкладывается набор из 5 букв: Е, Г, Р, К, У, затем предлагается обвести их. Затем эталон убирается, и ребенок по памяти рисует левой рукой то, что запомнил. При неудаче – повторное предъявление. После чего закрывается и эталон, и то, что в первый раз рисовал ребенок. При необходимости процедура повторяется 4 раза. § И.: «Ну-ка, что мы запоминали? Сначала нарисуй, пожалуйста, фигуры, а затем буквы»

Примерные темы рефератов и контрольных работ[47]





1. Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.

2. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная специальная психология.

3. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и современная специальная психология.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и ее влияние на систему обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии.

5. Нейропсихологические основы специальной психологии.

6. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии.

7. Возможности использования психометрики в специальной психологии.

8. Метод наблюдения в специальной психологии.

9. Формирующий эксперимент как ведущий метод специальной психологии.

10. Количественные и качественные методы в психологическом изучении детей с отклонениями в психофизическом развитии.

11. Исторические изменения отношения общества к детям - инвалидам.

12. Наследственные формы и социальные факторы нарушений психического развития.

13. Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского и понимание сущности феномена нарушенного развития.

14. Особенности социализации детей с отклонениями психофизическом развитии.

15. Специфика семейного воспитания ребенка с отклонениями в психофизическом развитии как фактор возникновения вторичных отклонений.

16. Значение проблемы нормы и патологии для специальной психологии.

17. Дизонтогенез как особый способ развития .

18. Соотношение коррекции и компенсации.

19. Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.

20. Общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

21. Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии.

22. Соотношение биологического и социального в дизонтогенезе.

23. Виды дизонтогенеза и параметры их формирования.

24. Проблема депривации в специальной психологии.

25. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

26. Причины и формы школьной неуспеваемости.

27. Специальный психолог как субъект профессиональной деятельности.

28. Этические аспекты профессиональной деятельности специального психолога.

29. Специфика работы психолога в структуре психолого-медико-педагогического консилиума.

30. Проблема интеллектуальной недостаточности в медицине, психологии, педагогике.

31. Образ инвалида в литературе и искусстве.

32. Проблема терминологии в современной специальной психологии.

33. Вклад людей с ограниченными возможностями в развитие культуры.

34. Содержание и направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей инвалидов.

35. Социальное сиротство как психологический феномен.

36. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии.

37. Соотношение распада и развития психики.

38. Гуманитарная и естественно научная парадигма в развитии специальной психологии.

39. Динамика представлений о закономерностях развития аномального ребенка в когнитивной традиции.

40. Динамика представлений о закономерностях развития аномального ребенка в отечественной психологической традиции.

41. Сравнительный анализ клинической и психологической классификаций отклонений в психическом развитии.

42. Виды отношений семьи к ребенку с отклонениями в развитии.

43. Особенности психического развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.

44. Роль идей Л.С.Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребенка.

45. Сравнительный анализ различных степеней умственной отсталости.

46. Развитие исторических представлений о феномене умственной отсталости.

47. Психологическая структура олигофрении.

48. Особенности познавательной сферы умственно отсталых.

49. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых.

50. Клинико-психологическая классификация олигофрений по М.С.Певзнер.

51. Классификация вариантов задержанного развития по К.С.Лебединской.

52. Психологическая структура задержки психического развития.

53. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития.

54. Минимальная мозговая дисфункция и задержка психического развития.

55. Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития.

56. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития.

57. Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития.

58. Особенности речевой деятельности детей с задержкой психического развития.

59. Дифференциальная диагностика задержки психического развития церебрально-органического генеза первой и второй подгруппы.

60. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении в степени дебильности.

61. Дифференциальная диагностика олигофрении в степени выраженности дефекта имбецильность и сенсорной алалии.

62. Классификация речевых нарушений у детей.

63. Особенности формирования самосознания ребенка при речевом недоразвитии.

64. Особенности произвольной регуляции деятельности детей с речевыми нарушениями.

65. Особенности развития познавательной сферы детей с системным недоразвитием речи.

66. Особенности развития мыслительной деятельности у детей с системным недоразвитием речи.

67. Типы аномального развития двигательной сферы.

68. Психологическая характеристика детей с детским церебральным параличом.

69. Понятие «моторная дебильность».

70. Этиология и клиническая структура детского церебрального паралича.

71. Классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича.

72. Особенности познавательной сферы детей с ДЦП с сохранным интеллектом.

73. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

74. Особенности мотивационной сферы детей с ДЦП.

75. Особенности деятельности детей с ДЦП.

76. Особенности речевой деятельности детей с ДЦП.

77. Особенности мыслительной деятельности детей с ДЦП.

78. Пространственные представления и ориентация в пространстве лиц с ДЦП.

79. Роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих.

80. Психологические механизмы компенсации дефекта у детей с нарушенным зрением.

81. Социальная депривации как главная проблема слепого ребенка.

82. Влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы.

83. Особенности пространственной ориентации слепых и слабовидящих.

84. Эмоциональное развитие детей с дефектами зрения.

85. Особенности формирования зрительных представлений у слепых и слабовидящих.

86. Особенности социализации незрячих в зависимости от времени потери зрения.

87. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.

88. Особенности развития речи ребенка в зависимости от времени степени нарушения слуха.

89. Развитие произвольной регуляции движений у глухих детей.

90. «Образ Я» и самооценка у глухих и слабослышащих.

91. Особенности познавательной сферы слепоглухих детей.

92. Сравнительный анализ различных подходов к объяснению причин возникновения синдрома РДА.

93. Сравнительный анализ раннего детского аутизма и детской шизофрении.

94. Уровневый подход к формированию патологии эмоционального взаимодействия со средой.

95. Особенности игровой деятельности детей с синдромомРДА.

96. Своеобразие развития познавательной сферы у детей с синдромом РДА.

97. Сравнительный анализ различных отклонений темпа полового созревания.

98. Основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств.

99. Специфика развития мыслительной деятельности у детей с различными формами психопатии.

100. Материнская депривация: ее механизмы и формы.

101. Особенности мотивационно-смысловой сферы воспитанников закрытых учреждений.

102. Развитие личности детей-сирот в многоступенчатой государственной системе воспитательных учреждений.

103. Социальное сиротство как психологический феномен.

104. Психологические проблемы неполной семьи.

105. Социализация детей-сирот в условиях современного белорусского общества.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Специальная психология в системе психологического и дефектологического знания.

2. Ребенок с отклонениями в развитии в обществе «культуры полезности» и «культуры достоинства».

3. Основные подходы к рассмотрению дихотомии «норма-патология».

4. Ребенок с отклонениями в развитии. Виды аномального развития. Типы государственных специальных учреждений.

5. Теория высших психических функций Л.С.Выготского и ее значение для специальной психологии.

6. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее значение для специальной психологии.

7. Понятие о сензитивных периодах развития, психологических возрастах. Значение этих понятий для специальной психологии.

8. Основные и специфические закономерности аномального развития

9. Компенсация и коррекция.

10. Понятие о психологической структуре дефекта.

11. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской).

12. Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Краткая психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.

13. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи

14. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.

15. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Психологическая структура дефекта по Слепович Е.С.

16. Особенности общих структур деятельности детей с ЗПР.

17. Особенности личности детей с ЗПР.

18. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.

19. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.

20. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.

21. Особенности восприятия, памяти и внимания детей с ЗПР.

22. Понятие об умственной отсталости. Виды умственной отсталости. Степени выраженности.

23. Олигофрения. Причины возникновения.

24. Клинико-психологическая классификация олигофрений по М.С.Певзнер.

25. Особенности общих структур деятельности умственно отсталых детей.

26. Особенности личности умственно отсталых детей.

27. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

28. Особенности речевой деятельности умственно отсталых детей.

29. Деменция: причины возникновения, психологическая характеристика ребенка.

30. Виды речевых нарушений. Место психолога в структуре оказания помощи детям с речевыми нарушениями.

31. Психологическая характеристика детей с системной речевой патологией.

32. Виды двигательных нарушений и их характеристика.

33. Дети с детским церебральным параличом. Этиология, клиническая структура.

34. Дети с детским церебральным параличом. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.

35. Теория компенсации слепоты Л.С. Выготского.

36. Особенности формирования высших психических функций у детей с нарушениями зрения.

37. Особенности формирования высших психических функций у детей с нарушениями слуха.

38. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей с нарушениями зрения и слуха.

39. Синдром раннего детского аутизма. Причины возникновения.

40. Клиническая структура синдрома раннего детского аутизма. Подходы к пониманию сущности основного расстройства при синдроме РДА.

41. Психологическая модель раннего детского аутизма по В.В. Лебединскому.

42. Дети с синдромом раннего детского аутизма. Психологическая характеристика.

43. Дисгармоническое психическое развитие.

44. Клинико – психологическая структура различных вариантов психопатий;

45. Конституциональные психопатии.

46. Основные проявления органических психопатий в детском возрасте.

47. Характерные проявления вариантов отклонения темпа полового созревания: задержка полового развития, ускоренное половое созревание.

48. Невропатия как вариант патологического формирования личности.

49. Основные принципы психологической работы с аномальным ребенком.

50. Виды отношения семьи к ребенку и его дефекту. Стратегия работы психолога с семьей, имеющего аномального ребенка.

51. Работа психолога с воспитанниками детских закрытых учреждений.

52. Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии.

53. Основные требования к созданию экспресс-диагностического набора методик.

54. Метод эксперимента в структуре экспресс-диагностического обследования.

55. Метод клинической беседы в структуре изучения ребенка с отклонениями в развитии.

56. Метод наблюдения в структуре изучения ребенка с отклонениями в развитии.

57. Основные принципы нейропсихологического подхода к квалификации отклоняющегося развития.

58. Методы нейропсихологического обследования ребенка.

59. Наиболее сложные для психологической дифференциальной диагностики случаи.

60. Основные требования к написанию психологической и педагогической характеристик.

61. Основные принципы и направления психологической коррекции вторичных отклонений психического развития детей.

62. Формирование познавательной деятельности у детей с легкими отклонениями в развитии.

63. Формирование общих структур деятельности у детей с легкими отклонениями в развитии.

64. Психокоррекционная работа по формированию способов взаимодействия личности с социальной средой.

65. Формирование игровой деятельности у детей с легкими отклонениями в дошкольном возрасте.

66. Основные принципы нейропсихологического коррекции отклоняющегося развития.

67. Психолог как субъект психокоррекционной работы с аномальным ребенком.


Наши рекомендации