Тема 18. Психологическая коррекция отклонений в развитии познавательных функций у детей

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии.

2. Методики психологической коррекции психомоторного развития.

3. Методики психологической коррекции соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

4. Методики формирования сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия.

5. Методики формирования пространственных и квазипространственных представлений.

6. Методики формирования внимания как высшей психической функции.

7. Методики формирования памяти как высшей психической функции.

8. Методики формирования мыслительной деятельности.

9. Формирование различных форм опосредования мыслительной деятельности: знаково-символические средства, моделирование, схематизирование и т.д.

10. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

11. Формирование продуктивного компонента мыслительной деятельности.

12. Формирование речи как средства регуляции психической деятельности.

13. Формирование речи как средства мышления.

14. Формирование речи как средства общения.

15. Формирование семантики слова.

16. Формирование речемыслительных полей.

Литература:

1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002.

2. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. – М., 1986.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.

4. Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоциональных состояний слабовидящими младшими школьниками. / Автореф. дис…. канд. психол. наук. – Мн., 2003.

5. Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1976.

6. Дети с отклонениями в развитии: методич. пособие./ Составитель Н.Д. Шматко.- М., 1997.

7. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей: сб. научн. тр. – М., 1988.

8. Диагностика умственного развития дошкольника/под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.

9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1990.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1996.

11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М., 1997.

12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно – отсталых дошкольников. - М., 1993.

13. Комплексная методика психомоторной коррекции./ Под ред. Семенович А.В. – М., 1998

14. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого –педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., шк. психологов.- М., 1997.

15. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника/Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.,1948.

16. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

20. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

21. Поляков А.М. Развитие продуктивных действий у подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Мн.,2002.

22. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия./ Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб, 2001

23. Психолог в детском дошкольном учреждении: методически е рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М., 1996.

24. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.

25. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М., 1997

26. Раттер М. Помощь трудным детям/общая редакция А.С.Спиваковской. – М., 1987.

27. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.,1993.

28. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.,2000.

29. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

30. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

31. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10. / РАО. - М., 1994.

32. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. - Мн., 1989.

33. Слепой ребенок в семье. – М., 1989.

34. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

35. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М., 1980.

36. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,1990.

Наши рекомендации