Классификация видов внимания

I. По источнику развития:

1. Природное внимание дано человеку с самого его рожде­ния в виде врожденной способности избирательно реаги­ровать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несу­щие в себе элементы информационной новизны. Основной ме­ханизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

2. Социально обусловленное внимание складывается при­жизненно в результате обучения и воспитания, связано с воле­вой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реа­гированием на объекты.

II. По использованию средств:

1. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соот­ветствует актуальным интересам и потребностям человека.

2. Опосредованное внимание регулируется с помощью спе­циальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

III. По форме:

1. Чувственное – связано с эмоциями и избирательной ра­ботой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

2. Интеллектуальное – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

3. Сенсорное – зрительное, слуховое, тактильное и др.

4. Моторное – связано с движениями отдельных частей тела или всего тела.

IV. По направленности:

1. Внешнее – направленность сознания на предметы, явле­ния внешнее среды и свои внешние действия.

2. Внутреннее – направленность внимания на явления и со­стояния внутренней среды организма.

V. По активности в организации внимания:

1. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, т.е. не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение оп­ределенного времени сосредоточивать на чем-то внимание. Причины, вызывающие непроиз­вольное внимание человека, кроются, в первую очередь, в особен­ностях внешних воздейст­вий – раздражителей. По своему проис­хождению непроизволь­ное внимание ближе всего связано с «ори­ентировочными реф­лексами».

2. Произвольное обязательно включает волевую регуля­цию, требует усилий для того, чтобы удерживать в течение оп­ределенного времени на чем-то внимание. В механизмах суще­ственную роль играют общие навыки и умения к сосредоточен­ности, формирующиеся в процессе обучения. Причиной, вызы­вающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при не­произвольном внимании значение объекта может и не осозна­ваться.

3. Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем че­ловеку становятся интересными и значимыми содержание и процесс деятельности, а не только ее результат и внимание ста­новится как бы непроизвольным. Но в отличие от непроизволь­ного внимания остается связанным с сознательными целями, а в отличие от произвольного, здесь нет волевых усилий.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию внимание.

2. Физиологические теории внимания.

3. В чем заключается принцип доминанты?

4. Основные свойства внимания.

5. В чем сходство и отличие между непроизвольной переключаемостью и отвлекаемостью?

6. Принципы классификаций внимания.

7. В чем отличие произвольного, непроизвольного и после­произвольного внимания?

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

20. Непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на незначительные объекты, называется

а) переключение

б) флуктуация

в) отвлечение

г) распределение

д) забывание

21. сосредоточенность внимания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других, называется

а) устойчивость

б) объем

в) распределение

г) концентрация

д) отвлекаемость

22. При переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, внимание проявляет следующее качество

а) колебание

б) неустойчивость

в) переключение

г) концентрация

д) распределение

23. активное направление своей деятельности с помощью усилий воли, называется

а) произвольное внимание;

б) непроизвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) отвлеченное внимание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24. Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками



А). Устойчивость Б). Распределение В). Переключаемость Г). Концентрация Д). Отвлекаемость     1. Способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно 2. Способность длительное время сосредоточиться на одном и том же объекте 3. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой 4. Непроизвольное пере­мещение внимания с од­ного объекта на другой 5. Степень сосредоточенности внимания на одних объ­ектах и отвлечение от других

Психологическая характеристика памяти

Память – это форма отражения действительности, заклю­чающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и за­бывании информации. В памяти отражается не то, что присутст­вует в поле сознания в данный момент, а то, что воздействовало на психику в прошлом. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных процессов. Так, память тесно связана с процессом сигналы мышц от различных частей тела мышления и лежит в ос­нове способностей человека. В основе памяти лежат ассоциации – связи между отдельными образами. Существование ассоциа­ций связано с тем, что предметы и явления действительно запе­чатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объ­ективными связями предметов и явлений.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процес­сов, память обеспечивает единство и целостность чело­веческой личности.

В настоящее время в науке нет единой и законченной тео­рии памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и мо­делей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти – психологическому и нейрофизиологическому – сейчас прибавился третий – биохимический. Формируется также кибер­нетический подход к изучению памяти.

Психологические теории памяти.Психологический уро­вень изуче­ния механизмов памяти хронологически старше дру­гих и пред­ставлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифи­цировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в фор­мировании процессов памяти отводили они активности субъ­екта и как рас­сматривали природу этой активности. В боль­шинстве психологи­ческих теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъ­ект («чистая» активность со­знания) безотносительно к содер­жательной стороне взаимодей­ствия субъекта и объекта, т.е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

Первая группа теорий составляет так называемое ассо­циатив­ное направление. Его центральное понятие – понятие ассоциа­ции – обозначает связь, соединение и выступает в каче­стве обяза­тельного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные пси­хические образо­вания возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ас­социативная связь и повторное появление какого-либо из эле­ментов этой связи не­обходимо вызывает в сознании представле­ние всех ее элементов.

Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоциа­циями считает одновременность появления их в сознании. По­этому задача более глубокого изучения механизмов запомина­ния перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограни­чились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообра­зие таких условий было сведено к следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объ­ектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.

Соответственно этим трем типам отношений между явле­ниями внешнего мира выделялись 3 типа ассоциаций – ассо­циации по смежности, по сходству и контрасту.

· Ассоциации по смежности возникают по признаку смежности соответствующих объектов во времени или пространстве (море - берег, дым - огонь и т. д.)

· Ассоциации по сходству возникают на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет - орел)

· Ассоциации по контрасту объясняется наличием у явлений противоположных свойств. В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем (например, явление антонимии: горе – радость, белое – черное, холодное – горячее и т. д.)

В основе ука­занных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Ари­стотелем (384 – 322 до н.э.) три принципа «сцепления» пред­ставлений. Под эти три принципа ассоцианисты, не без некото­рого насилия, подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи.

Поэтому выделяют также более сложные ассоциации – смыс­ловые. В них связываются два явления, которые и в действитель­ности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок – роза, болезнь – смерть и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психоло­гии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно пе­реосмыслено и углублено. Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связы­вания становится вполне очевидной, когда нам удается поэле­ментно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроиз­вести какой-либо материал. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование полу­чили гораздо позже. Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концеп­ция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней ока­залась связанной и теория двух видов памяти: механическийи логический.

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассо­циативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории па­мяти велась с позиции так называемого гештальтизма. Основ­ное понятие этой новой теории – понятие Гештальта – обозна­чает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, эле­ментному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопос­тавляет, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип пер­вичности целого по отношению к его частям. У гештальтистов принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассо­циации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий фор­мирование всех ее психических процессов, в том числе и процес­сов памяти Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Основной тезис этой концепции может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями опре­деляется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти.Физиологические тео­рии ме­ханизмов памяти тесно связаны с важнейшими положе­ниями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятель­ности. Учение об образовании условных временных свя­зей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физио­ло­гическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт обра­зования связи между новым и уже ранее закрепленным со­держанием составляет физиологическую основу акта запомина­ния.

К физиологическим теориям более или менее непосредст­венно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно пред­ставлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через опреде­ленную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая мате­риализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облег­чают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Современные нейрофизиологические исследования харак­те­ризуются все более глубоким проникновением в механизмы укрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне.

Биохимические теории памяти.Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, прово­димыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследо­ваний возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом ха­рактере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой сту­пени (непосредственно после воздействия раздра­жителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимиче­ская реакция, вызывающая обратимые физиологические изме­нения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образо­ванием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты и ее считают физиологическим ме­ханизмом кратковременною запоминания. Вторая стадия, при­водящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредст­венно предшествующий этому событию период.

Можно думать, что стиранию подвержены те следы воз­действия, которые не успели закрепиться вследствие прекраще­ния кратковременных электрохимических реакций еще до на­чала соответствующих биохимических изменений.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нерв­ных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и вос­произведения ими следов. Имеются в виду различные перегруп­пировки бел­ковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая ки­слота (ДНК) считается носителем генетической, наследствен­ной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) – основой онтоге­нетической, инди­видуальной, памяти.

Важно подчеркнуть, что, хотя процессы челове­ческой па­мяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности чело­века. Здесь действует принцип: от целого – к его частям. В соот­ветствии с этим и материализация следов внешних воз­действий осуществляется в направлении: организм – орган – клет­ка, а не наоборот. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отноше­нию к функционированию нижележащих уровней.

Характеристики памяти

1. Объем – характеризует возможности запоминания и со­хранения информации. В качестве показателя используют коли­чество запомненных единиц информации.

2. Быстрота воспроизведения – характеризует способ­ность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с определенной скоростью.

3. Точность воспроизведения – отражает способность чело­века точно сохранять, а также точно воспроизводить запе­чатленную в памяти информацию.

4. Длительность – отражает способность человека удержи­вать определенное время необходимую информацию.

Мнестические функции

1. Запоминание – процесс закрепления новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

2. Воспроизведение – человек произвольно или непроиз­вольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полу­ченную им ранее информацию.

Формы воспроизведения:

· Узнавание – восстановление запечатленной информации, осуществляется в условиях повторного восприятия информации.

· Воспоминание – осуществляется без повторного воспри­ятия информации.

· Припоминание – наиболее активная форма воспроизведе­ния, зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой информации.

· Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее вос­принятого, казавшегося забытым. Реминисценция чаще всего имеет место при следующих условиях:

1. в случае, когда человек раньше выучил, запомнил и знал соответствующий материал;

2. тогда, когда он его уже неоднократно пытался вспомнить или когда-то вспоминал;

3. при условии, что потребность вспомнить данный материал у человека сохраняется.

С явлением реминисценции, кроме того, связан следующий интересный факт: отсроченное на несколько дней воспроизведение выученного материала дает лучшие результаты, чем его воспроизведение непосредственно сразу после заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем структурные, логические, смысловые связи между элементами заученного материала упрочиваются, становятся более четкими.

· Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яр­кий образ со всеми деталями воспринятого.

3. Хранение– мнестический процесс длительного удержа­ния в памяти информации.

4. Забывание– утрата четкости или уменьшение объема закреплённого в памяти материала в сочетании с невозможно­стью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать извест­ную информацию.

Законы памяти

Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник – неза­вершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза – забывание особенно интенсивно проис­ходит непосредственно после заучивании и не имеет линейной зависимости.

Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоми­нания:

· Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать с отчетливостью и ясностью.

· Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

· При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

· Человек может объективно правильно воспроизвести события, но не осознавать этого, и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно.

· Если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

· При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (“эффект края”).

· Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, является ли они разрозненными или составляют логически связное целое.

· Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например, в течение нескольких часов или дней.

· Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

· С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

· То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

· Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

· Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным и неизменным. Будучи запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, изменившись под их влиянием.

Из законов памяти вытекают три основных способа запоминания.

1. Рациональный – основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.

2. Механический – его мы называем "зубрежкой". Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.

3. Мнемо-технический – способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.

Классификация видов памяти

I. Генетическая память – наследственная, передает ин­формацию от поколения к поколению. Хранит информацию об анатомическом строении, физиологических особенностях орга­низма, предрасположенность. Вся информация записана на мо­лекулах ДНК, которые устойчивы к внешним раздражителям и могут самостоятельно исправлять некоторые свои повреждения.

II. Прижизненная память – хранилище информации, полу­ченной с момента рождения до смерти.

Существует несколько принятых классификаций при­жизненной памяти:

1. По характеру психической активности:

· Импритинг – одномоментное установление очень устой­чивой специфической связи человека или животного с конкрет­ным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длитель­ное время, что рассматривается как пример научения и долго­временного запоминания с одного предъявления.

· Двигательная память – ранняя форма памяти, обнаружи­вается у ребенка в первые недели жизни. Фиксиру­ются сигналы мышц от различных частей тела; сохраняя сведе­ния об успешных моторных действиях, ребенок постепенно ов­ладевает актами движений. В более старшем возрасте двига­тельная память помогает формированию сложных навыков (профессиональных, спортивных движений). При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее – интенсивность.

· Эмоциональная память – ответственна за воспроизведе­ние определенных чувственных состояний в случаях, когда по­вторяется вызвавшая их ранее ситуация. Начинает функциони­ровать с момента рождения ребенка, чем больше ребенок полу­чает положительных эмоций, тем благоприятнее общий фон его развития и менее вероятны физическая и социальная дезадапта­ция в будущем.

· Образная память – основана на сохранении образов раз­ных модальностей (зрительных, слуховых, вкусовых и т.д.). Дольше всего хранятся яркие, неожиданные образы.

· Сенсорная память:

1.Последовательные образы – отрицательные (при про­смотре красного квадрата в течение нескольких секунд, а после смотреть на чистый белый лист бумаги выявится отпеча­ток такой же формы, но сине-зеленого цвета), положительные (находясь в темноте положить на руку предмет и на 0,5 секунд осветить предмет ярким светом и погасить, после будет про­должаться видение яркого образа этого предмета в натуральных цветах).

2.Эйдетические образы – след только что закончивше­гося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа, сохраняющиеся длительное время.

· Символическая память (память на абстрактный, отвле­ченно-символический материал):

1. Словесная память – подвержена влиянию волевых усилий, более точна, имеет неограниченный объем. Обеспечи­вает передачу социального опыта от поколения к поколению.

2. Логическая память – направлена на сохранение смысла текста, является частью абстрактного мышления.

2. По характеру цели деятельности:

1.Непроизвольная память – основана на сильном мо­тиве, интересе, ярком впечатлении, не требует от человека воле­вых усилий.

2.Произвольная память – основана на наличии сознатель­ной цели на запоминание, требует от человека волевых усилий.

3. По характеру деятельности:

1. Механическая память – запоминаются разнородные, не связанные между собой символы, даты цифры, слова.

2. Смысловая память – запоминаются сведения, имею­щие внутреннюю связь, логическое основание.

4. По времени хранения информации:

· Мгновенная память – основана на действии инерционно­сти различных анализаторов. Время сохранения следа в мгновенной памяти составляет несколько секунд (для зрения: 0,5 – 0,6 сек., для слуха: 2 – 4 сек.)

· Кратковременная память – в нее попадает информа­ция из мгновенной памяти. Время хранения следов в кратковре­менной памяти составляет несколько десятков секунд. Объем кратковременной памяти составляет в среднем 7 структурных единиц (цифры, буквы, слова, предложения).

· Оперативная память – разновидность кратковремен­ной памяти, необходима для выполнения более длительных дей­ствий (для решения задачи), может составлять несколько минут или часов.

· Долговременная память – время хранения информации не ограничено. Но человек не всегда может получить доступ и воспользоваться хранящейся информацией.

· Феноменальная память – выходит за пределы обыч­ных способностей по объему и длительности хранения инфор­мации.

Наши рекомендации