Классификация видов внимания
I. По источнику развития:
1. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
2. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.
II. По использованию средств:
1. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
2. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
III. По форме:
1. Чувственное – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
2. Интеллектуальное – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
3. Сенсорное – зрительное, слуховое, тактильное и др.
4. Моторное – связано с движениями отдельных частей тела или всего тела.
IV. По направленности:
1. Внешнее – направленность сознания на предметы, явления внешнее среды и свои внешние действия.
2. Внутреннее – направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма.
V. По активности в организации внимания:
1. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, т.е. не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание. Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются, в первую очередь, в особенностях внешних воздействий – раздражителей. По своему происхождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ориентировочными рефлексами».
2. Произвольное обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определенного времени на чем-то внимание. В механизмах существенную роль играют общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
3. Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человеку становятся интересными и значимыми содержание и процесс деятельности, а не только ее результат и внимание становится как бы непроизвольным. Но в отличие от непроизвольного внимания остается связанным с сознательными целями, а в отличие от произвольного, здесь нет волевых усилий.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию внимание.
2. Физиологические теории внимания.
3. В чем заключается принцип доминанты?
4. Основные свойства внимания.
5. В чем сходство и отличие между непроизвольной переключаемостью и отвлекаемостью?
6. Принципы классификаций внимания.
7. В чем отличие произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания?
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
20. Непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на незначительные объекты, называется
а) переключение
б) флуктуация
в) отвлечение
г) распределение
д) забывание
21. сосредоточенность внимания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других, называется
а) устойчивость
б) объем
в) распределение
г) концентрация
д) отвлекаемость
22. При переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, внимание проявляет следующее качество
а) колебание
б) неустойчивость
в) переключение
г) концентрация
д) распределение
23. активное направление своей деятельности с помощью усилий воли, называется
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) отвлеченное внимание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками
А). Устойчивость Б). Распределение В). Переключаемость Г). Концентрация Д). Отвлекаемость | 1. Способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно 2. Способность длительное время сосредоточиться на одном и том же объекте 3. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой 4. Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой 5. Степень сосредоточенности внимания на одних объектах и отвлечение от других |
Психологическая характеристика памяти
Память – это форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. В памяти отражается не то, что присутствует в поле сознания в данный момент, а то, что воздействовало на психику в прошлом. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных процессов. Так, память тесно связана с процессом сигналы мышц от различных частей тела мышления и лежит в основе способностей человека. В основе памяти лежат ассоциации – связи между отдельными образами. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти – психологическому и нейрофизиологическому – сейчас прибавился третий – биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.
Психологические теории памяти.Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т.е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.
Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие – понятие ассоциации – обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.
Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоциациями считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.
Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись 3 типа ассоциаций – ассоциации по смежности, по сходству и контрасту.
· Ассоциации по смежности возникают по признаку смежности соответствующих объектов во времени или пространстве (море - берег, дым - огонь и т. д.)
· Ассоциации по сходству возникают на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет - орел)
· Ассоциации по контрасту объясняется наличием у явлений противоположных свойств. В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем (например, явление антонимии: горе – радость, белое – черное, холодное – горячее и т. д.)
В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384 – 322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты, не без некоторого насилия, подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи.
Поэтому выделяют также более сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок – роза, болезнь – смерть и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже. Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механическийи логический.
На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.
Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма. Основное понятие этой новой теории – понятие Гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. У гештальтистов принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.
В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Основной тезис этой концепции может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего тем, что с ним делает субъект.
Физиологические теории памяти.Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.
К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.
Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы укрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне.
Биохимические теории памяти.Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты и ее считают физиологическим механизмом кратковременною запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.
Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.
Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.
Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения ими следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) – основой онтогенетической, индивидуальной, памяти.
Важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого – к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм – орган – клетка, а не наоборот. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.
Характеристики памяти
1. Объем – характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.
2. Быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с определенной скоростью.
3. Точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а также точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
4. Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Мнестические функции
1. Запоминание – процесс закрепления новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
2. Воспроизведение – человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию.
Формы воспроизведения:
· Узнавание – восстановление запечатленной информации, осуществляется в условиях повторного восприятия информации.
· Воспоминание – осуществляется без повторного восприятия информации.
· Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой информации.
· Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым. Реминисценция чаще всего имеет место при следующих условиях:
1. в случае, когда человек раньше выучил, запомнил и знал соответствующий материал;
2. тогда, когда он его уже неоднократно пытался вспомнить или когда-то вспоминал;
3. при условии, что потребность вспомнить данный материал у человека сохраняется.
С явлением реминисценции, кроме того, связан следующий интересный факт: отсроченное на несколько дней воспроизведение выученного материала дает лучшие результаты, чем его воспроизведение непосредственно сразу после заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем структурные, логические, смысловые связи между элементами заученного материала упрочиваются, становятся более четкими.
· Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
3. Хранение– мнестический процесс длительного удержания в памяти информации.
4. Забывание– утрата четкости или уменьшение объема закреплённого в памяти материала в сочетании с невозможностью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать известную информацию.
Законы памяти
Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник – незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза – забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивании и не имеет линейной зависимости.
Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:
· Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать с отчетливостью и ясностью.
· Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
· При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
· Человек может объективно правильно воспроизвести события, но не осознавать этого, и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно.
· Если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
· При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (“эффект края”).
· Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, является ли они разрозненными или составляют логически связное целое.
· Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например, в течение нескольких часов или дней.
· Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
· С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
· То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
· Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
· Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным и неизменным. Будучи запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, изменившись под их влиянием.
Из законов памяти вытекают три основных способа запоминания.
1. Рациональный – основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.
2. Механический – его мы называем "зубрежкой". Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.
3. Мнемо-технический – способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.
Классификация видов памяти
I. Генетическая память – наследственная, передает информацию от поколения к поколению. Хранит информацию об анатомическом строении, физиологических особенностях организма, предрасположенность. Вся информация записана на молекулах ДНК, которые устойчивы к внешним раздражителям и могут самостоятельно исправлять некоторые свои повреждения.
II. Прижизненная память – хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Существует несколько принятых классификаций прижизненной памяти:
1. По характеру психической активности:
· Импритинг – одномоментное установление очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного предъявления.
· Двигательная память – ранняя форма памяти, обнаруживается у ребенка в первые недели жизни. Фиксируются сигналы мышц от различных частей тела; сохраняя сведения об успешных моторных действиях, ребенок постепенно овладевает актами движений. В более старшем возрасте двигательная память помогает формированию сложных навыков (профессиональных, спортивных движений). При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее – интенсивность.
· Эмоциональная память – ответственна за воспроизведение определенных чувственных состояний в случаях, когда повторяется вызвавшая их ранее ситуация. Начинает функционировать с момента рождения ребенка, чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем благоприятнее общий фон его развития и менее вероятны физическая и социальная дезадаптация в будущем.
· Образная память – основана на сохранении образов разных модальностей (зрительных, слуховых, вкусовых и т.д.). Дольше всего хранятся яркие, неожиданные образы.
· Сенсорная память:
1.Последовательные образы – отрицательные (при просмотре красного квадрата в течение нескольких секунд, а после смотреть на чистый белый лист бумаги выявится отпечаток такой же формы, но сине-зеленого цвета), положительные (находясь в темноте положить на руку предмет и на 0,5 секунд осветить предмет ярким светом и погасить, после будет продолжаться видение яркого образа этого предмета в натуральных цветах).
2.Эйдетические образы – след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа, сохраняющиеся длительное время.
· Символическая память (память на абстрактный, отвлеченно-символический материал):
1. Словесная память – подвержена влиянию волевых усилий, более точна, имеет неограниченный объем. Обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению.
2. Логическая память – направлена на сохранение смысла текста, является частью абстрактного мышления.
2. По характеру цели деятельности:
1.Непроизвольная память – основана на сильном мотиве, интересе, ярком впечатлении, не требует от человека волевых усилий.
2.Произвольная память – основана на наличии сознательной цели на запоминание, требует от человека волевых усилий.
3. По характеру деятельности:
1. Механическая память – запоминаются разнородные, не связанные между собой символы, даты цифры, слова.
2. Смысловая память – запоминаются сведения, имеющие внутреннюю связь, логическое основание.
4. По времени хранения информации:
· Мгновенная память – основана на действии инерционности различных анализаторов. Время сохранения следа в мгновенной памяти составляет несколько секунд (для зрения: 0,5 – 0,6 сек., для слуха: 2 – 4 сек.)
· Кратковременная память – в нее попадает информация из мгновенной памяти. Время хранения следов в кратковременной памяти составляет несколько десятков секунд. Объем кратковременной памяти составляет в среднем 7 структурных единиц (цифры, буквы, слова, предложения).
· Оперативная память – разновидность кратковременной памяти, необходима для выполнения более длительных действий (для решения задачи), может составлять несколько минут или часов.
· Долговременная память – время хранения информации не ограничено. Но человек не всегда может получить доступ и воспользоваться хранящейся информацией.
· Феноменальная память – выходит за пределы обычных способностей по объему и длительности хранения информации.