Индивидуальные различия в восприятии

Можно выделить определенные типы индивидуальных различий, характерные для целой группы людей.

1.Синтетический тип – характеризуется тем, что у склон­ных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности воспринятого. Люди такого типа реже обращают внимание на детали и подробности, больше улавливают смысл целого, и для того, чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специ­альную задачу, выполнение которой дается им с трудом.

2.Аналитический тип – характеризуется склонностью к чет­кому выделению деталей и подробностей. Предмет или явле­ние в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда не замечается.

3.Описательный тип – лица этого типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления.

4.Объяснительный тип –лица этого типа не удовлетворя­ются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они стре­мятся объяснить увиденное или услышанное. Часто сочетается с синтетическим типом.

5.Объективный тип – характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

6.Субъективный тип –восприятие этих лиц подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повы­шено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию восприятие.

2. Сходства и отличия восприятия и ощущения.

3. Характеристика основных свойств восприятия.

4. Принципы классификации восприятия.

5. Виды восприятия в зависимости от вида анали­заторов.

6. Особенности преднамеренного восприятия.

7. Восприятие пространства, виды.

8. Характеристика восприятия времени.

9. Особенности восприятия движения.

10. Индивидуальные различия восприятия.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15. Психический познавательный процесс, в результате которого происходит отражение целостного образа или предмета, называется

а) ощущение

б) восприятие

в) мышление

г) воображение

д) память

16. Предметность восприятия характеризуется

а) постоянством

б) стереотипностью

в) опытом

г) объективированностью

д) реальностью

17. Зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психи­ческой деятельности человека и его индивидуальных особенностей

а) перцепция

б) апперцепция

в) эмоциональная память

г) социальная перцепция

д) рефлексия

18. В результате восприятия образуются свойства образа

а) предметности

б) категориальности

в) целостности

г) уникальности

д) константности

19. Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками

А). Целостность Б). Предметность В). Установка Г). Апперцепция Д). Категориальность     1. Объ­ект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело 2. Зависимость восприятия от общего со­держания психической жизни человека 3. Особенность восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу 4. Объект воспринимается как целый, даже если некоторые части представлены неполным набором элементов 5. Образ восприятия может трансфор­мироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи

Психологическая характеристика

внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность психи­ческой деятельности на определенном объекте или виде дея­тельности. Внимание характеризуют так же, как процесс созна­тельного или бессознательного отбора одной информации, по­ступающей через органы чувств, при одновременном игнориро­вании другой. В любой сознательной деятельности людей оно прояв­ляется в большей или меньшей степени: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватманской бумаги, прислушивается ли к музыке, доносящейся издалека. Здесь оно включено в процесс восприятия. Внимание может проявляться также в процессах памяти, мышле­ния, воображения. Человек может обращать внимание и на свои движения, выполняя то или иное действие. Можно внимательно продумывать ход решения задачи, напря­женно вспоминать что-то. Наличие внимания в психической деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь само­стоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека. Главной функцией внимания является контроль над содержанием действия, психического образа и т.д. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполни­тельная и контрольная части, последняя и представлена внима­нием.

Физиология внимания

Центральные механизмы внимания связаны с возбужде­нием одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникаю­щее одновременно ним слабое возбуждение и определяет тече­ние психической деятельности в соответствующем направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных про­цессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использо­ванный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет ди­намику фи­зиологических процессов, обеспечивающих внима­ние. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сме­няется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А. Ух­томским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доми­нанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с од­новременным подавле­нием активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта явля­ется устой­чивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, по­зволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивно­сти внимания.

Следует отметить, что основой возникновения господ­ствующего очага возбуж­дения является не только сила воздей­ствующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воз­дейст­виями и уже закрепленными нервными связями.

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархи­чески связанных между собой мозговых струк­тур. Весьма сложная структура фи­зиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания.

Свойства внимания

1. Направленность – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор опре­деленного рода психической деятельности, а также и сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени.

2. Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания зависит от содержатель­ности, труд­ности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения общественных и личных потреб­ностей человека. Внимание является устойчивым до тех пор, пока выполняемая работа активизирует психическую деятель­ность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувствам. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплиниро­ванность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание от­влекается, переходя на другие объекты. Это свойство также за­висит и от состояния высшей нервной деятельности. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной акцентуаций характера).

3. Концентрация проявляется в различиях, которые име­ются в степени сосредоточенности внимания на одних объ­ектах и его отвлечения от других. Концентрация внимания связана с особенно­стями функционирования доминантного очага возбуждения в коре.

4. Объем – количество информации, одновременно спо­собной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Объем внимания практически зависит от знакомства с материалом, от заинтере­сованности, а в особенности от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. Численная характеристика среднего объема внимания людей в среднем – 5-7 единиц информации. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Следует отметить, что понятие объ­ема внимания очень близко к понятию объема восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внима­ния и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия.

5. Переключаемость внимания понимается как его пере­вод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявля­ется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае ин­дивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, уси­лием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключае­мость внимания, если она происходит на непроизвольной ос­нове, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как от­рицательное качество.

6. Отвлекаемостьвнимания – это непроизвольное пере­мещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влия­нием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, кото­рые появляются внезапно и дейст­вуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражи­тели у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный реф­лекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных пере­живаний, посторонних эмоций, из-за от­сутствия интереса и чувства ответственно­сти за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог вниматель­но и успешно учиться, следует устранять из его жизни, отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.

7. Распределение – способность рассредоточить внима­ние на значительном пространстве, параллельно выполнять не­сколько видов деятельности или совершать несколько различ­ных действий. Распределение внимания зависит от психологи­ческого и физиологического состояния человека. При утомле­нии, в процессе выполнения сложных видов деятельности, тре­бующих повышенной концентрации внимания, область его рас­пределения обычно сужается.

Наши рекомендации