Глава 1 . Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте............................................................................................................... 7
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста..................... 7
1.2. Развитие Я-концепции личности в подростковом возрасте..................... 12
1.3. Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте…… 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.............................. 23
2.1. Цели, задачи и описание базы исследования........................................... 23
2.2. Методология исследования....................................................................... 31
2.3. Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования........... 36
2.4. Технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях........................................................................ 57
Заключение........................................................................................................ 61
Список литературы........................................................................................... 64
Приложения...................................................................................................... 64
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях поведение детей обращает на себя внимание нарушением общественных норм, которые не укладываются в требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научным изучением отклонений занимается не только социальная педагогика, но и психология, криминология, психопатология, социология.
На сегодняшний день растет количество различных форм девиантного поведения и вовлечение в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Именно в начальной школе дети зачатую приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении.
Проблема изучения взаимосвязи склонности к девиантному поведению и особенностей «Я-концепции» старших подростков является весьма актуальной и практически значимой для психологической науки.
Известно, что подростковый возраст является кризисным и достаточно сложным периодом становления личности. Фундаментальные изменения, которые происходят в сфере самосознания подростков, являются определяющим признаком этого периода. Самосознание активно формируется, вырабатывается собственная система норм самоотношения и самооценивания, развивается личностная рефлексия, происходит осознание своей особенности и уникальности. Постепенно у подростков формируется собственная «Я-концепция», являющаяся регулятором их поведения и деятельности[1].
Стоит констатировать тот факт, что до сих пор отсутствует определённость и единый подход относительно такого феномена, как «Я-концепция», несмотря на то, что данное понятие активно изучается как российскими, так и зарубежными исследователями.
Известно, что понятие «Я-концепция» было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века, а уже в 1950-е годы, благодаря работам А. Маслоу, К. Роджерса и Э. Эриксона, понятие «Я-концепция» приобрело своё теоретическое и прикладное развитие.
В российской же психологии термин «Я-концепция» появился сравнительно недавно и проблемой данного феномена занимались такие исследователи как Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В.В. Столин, А.А. Реан и др.
По мнению Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др., «Я-концепция» является центральным личностным новообразованием нового уровня самосознания подростков, которые стремятся понять себя, свои особенности, способности, сходство с другими и пр.[2] Также подростковый период характеризуется повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок[3].
На наш взгляд, «Я-концепция» является результатом «работы» такого процесса как самосознание, так как только благодаря ему человек познаёт себя, других, выстраивает систему отношений с окружающим миром.
Актуальность исследования состоит в необходимости исследования особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте
Степень изученности проблемы. Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Ратгер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др. В основном эти труды выполнены на материале исследования проблемы воспитания и перевоспитания подростков в различных образовательных учреждениях.
Объект исследования – Я-концепция в подростковом возрасте.
Предмет исследования – условия формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – уровень Я-концепции, личностные и поведенческие особенности составляют основу девиантного поведения подростков и взаимосвязаны между собой.
Цель исследования – на основе изучения теории и практики выявить, теоретически обосновать и провести эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности девиантного поведения младших школьников.
3. Определить особенности профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Охарактеризовать возможности телевидения в профилактике девиантного поведения младших школьников.
5. Провести констатирующий эксперимент.
Методами педагогического исследования этапе стали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, анкетирование, собеседование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: теоретически обоснована особенность Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что. материалы исследования могут использоваться при подготовке учителей, психологов и социальных работников по взаимодействию и профилактике девиантного поведения подростков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части и заключения. Содержание курсовой работы обусловлено следующим содержанием. Первая глава «Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте» рассмотрена психологическая характеристика подросткового возраста, описаны особенности развития Я-концепции личности в подростковом возрасте и выявлены условия Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте Во второй главе проведено эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте. Представлены цели, задачи и описание выборки исследования, описаны методики исследования, проведен анализ и обобщение результатов эмпирического исследования, а также обоснована технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях.
Результаты исследования сформулированы в виде выводов, в соответствии с задачами исследования. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков, 35 источников литературы по теме исследования и приложений.
Методология исследования
Опишем предназначение каждой методики.
«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной.
Цель: исследование различий степени выраженности социально-психологических установок, главным образом, установок на труд.
Данная методика представляет собой личностный опросник, предназначенный для изучения степени выраженности социально-психологических установок.
Стимульный материал разбит на два варианта, каждый из которых содержит по 40 вопросов. 40 вопросов первого варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», 40 вопросов второго варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода – власть», «труд – деньги». Отвечая на вопросы, испытуемым необходимо ответить на них или «да», если ответ утвердителен, или «нет» – если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
На основании результатов использования методик можно выявить несколько групп испытуемых:
Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
Обработка данных производится посредством суммирования утвердительных ответов в отдельности по каждой шкале.
Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными.
Опросник Басса-Дарки.
Цель: определение типа и уровня агрессии испытуемых.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика представляет собой опросник, состоящий из 75утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Предназначение методики Я-концепции (самооценки) Т. Дембо-С.Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: подростку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».
На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «высокой» – со средним баллом 4–5; «низкой» – со средним баллом 0-2,5.
Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
Предназначение методики («Кто я есть в этом мире» (Забродин Ю., Новиков В. В.)): исследование интегральной самооценки личности.
Необходимые материалы: Для проведения тестирования необходим специальный бланк, на котором изображены 7 прямых биполярных оценочных шкал: самые больные - самые здоровые, самые глупые - самые умные, самые злые – самые добрые, самые необщительные – самые общительные, самые беспринципные – самые принципиальные, самые робкие – самые смелые, самые непривлекательные – самые привлекательные.
Предназначение методики (тест самооценка): исследование самооценки личности.
Необходимые материалы: специальныйбланк и набор карточек, где на каждой указано одно из 20 качеств личности: аккуратность, гордость, ум, трусость, правдивость, добросовестность, настойчивость, жадность, жизнерадостность, доброта, принципиальность, равнодушие, лень, зазнайство, самостоятельность, скромность, общительность, эгоизм, подозрительность, нахальство.
Предназначение методики (анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В.В., Мельницкий В.А.)): изучения адекватности/неадекватности самооценки подростка. С этой целью необходимо сравнить самооценку подростка, которую он ставит себе со средней оценкой, которую ему ставит класс.
Необходимые материалы: специальныйбланк со списком учащихся класса и пятью критериями: ум, доброта, общительность, смелость, привлекательность.
Заключение
В результате проведенного исследования определено, чтоосновной целью деятельности педагогов выступает формирование социально- психологической компетентности личности учащихся, мотивирование их на анализ влияния собственных индивидуальных черт личности на характер взаимодействия с миром и окружающей действительностью.
Развитие Я-концепции личности предполагает обеспечение непосредственно личностной готовности к системе изменений образа «Я» на основании ценностного самоотношения, самопознания, интегрирующих совокупность основных направлений и принципов, форм и методов, субъектов и объектов Я-концепции личности.
Динамичность «Я-концепции» детерминирована факторами внутреннего и внешнего характера. Семейное окружение, сверстники, педагогический коллектив оказывают непосредственное и достаточно значимое влияние на развитие всех компонентов самосознания подростков, а именно «Я-концепции». При этом, в старшем подростковом возрасте родители и отношение одноклассников оказывают наиболее сильное влияние на становление «Я-концепции» подростков.
Выявлено, что у подростков, склонных к проявлению девиаций, может наблюдаться негативная выраженность параметров «Я-концепции», а именно, можно предположить, что для подростков характерно проявление неудовлетворённости, закрытости в осознании «Образа-Я». Также, возможно, что подростки, склонные к девиации, обладают низкой самоценностью, так как они часто имеют тенденцию к саморазрушению (алкоголь, курение, наркотики и т. д.), а также низким уровнем самопринятия, что вызывает внутреннюю дезадаптацию, спровоцированную несогласием с самим собой
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Москвы с подростками 9 класса.
Целью нашей экспериментальной работы явилось изучение особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.
Обобщая результаты исследования самооценки подростков, представленных в виде табличных данных, сделаны следующие выводы: у большинства подростков идет формирование самооценки, о чем свидетельствуют выявленные нами непостоянные по параметру адекватность/неадекватность индивидуальные показатели самооценки подростков по разным методикам; 58% девятиклассников имеют обобщенную самооценку с тенденцией к завышению; среди подростков встречаются дети с самооценкой, преобладающую тенденцию которой не удается выявить (14%), возможно их самооценка еще находится в стадии формирования и они пока не имеют устойчивых внутренних критериев себя, поэтому то недооценивают себя, то переоценивают себя; среди подростков встречаются дети с уже сформированной самооценкой, однако их процентное соотношение от общего состава группы невелико, в нашем случае их число составляет 3%.
Для выявления особенностей самооценки девятиклассников нами исследовались группы разного состава (по половому признаку, по групповому статусу, по уровню общественной активности).
Итак, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – существует взаимосвязь между уровнем Я-концепции подростка и его типом направленности. Чем выше статус подростка в группе, тем выше его самооценка – в ходе исследования нашла свое подтверждения.
Обобщая результаты нашего исследования, отметим, что 58% девятиклассников имеют самооценку с тенденцией к завышению, а не адекватную, как свидетельствует большинство исследований Я-концепции старших подростков с девиацией. Результаты наших исследований по изучению связи характера Я-концепции с общественной активностью, с социальным статусом учащихся отличны от результатов известных психологов.
В исследовательской работе была рассмотрена важная проблема – особенности Я-концепции девятиклассников с девиацией.
Таким образом, группа подростков с девиантным поведением имеет более высокий уровень физической агрессии, негативизма, подозрительности, чувства вины. Также данная группа характеризуется более высоким индексом агрессивности и индексом враждебности. Отсутствуют значимые различия между группами по шкалам косвенной агрессии, раздражения обиды. Существует тенденция к различию в уровне вербальной агрессии.
С данной группой подростков необходима профилактическая поэтому представим направления профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях.
Таким образом, уровень Я-концепции, личностные и поведенческие особенности составляют основу девиантного поведения подростков и взаимосвязаны между собой, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Список литературы
1. Архипова А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте [Текст] / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 16-18.
2. Байбородова Л.В., Смирнова К.Ю. Социально-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в условиях специального учреждения [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 3 – С. 25-27.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка учащихся и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст] / С.А. Беличева - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2012.- 264 с.
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. — С. 333—405.
5.Вишняков А.И., Карымова О.С. К вопросу о ценности семьи(на примере студентов) // Фундаментальные исследования. – 2014. – №3-4. – С.846-850.
6. Вишняков А.И., Киреева Н.В. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте// Фундаментальные исследования. – 2013. – №6-1. – С.174-178.
7. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2011. – 124 с.
8. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2011. – 287 с.
9. Евтюшкин В.П. Семь вечных духовных практик. Психологическое консультирование. – М.: АСТ; СПб.:Сова, 2011. – 287 с.
10. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 288с.
12. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Методики изучения социальной направленности и самосознания личности подростка// Научно-методическое пособие для студентов, психологов, социальных педагогов. – 2010. – 286 с.
13. Иовчук Н.М., Северный А.А. «Дидактогенные» депрессии у подростков. Современные проблемы охраны психического здоровья подростков. Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии.- Волгоград. 24-26 апреля 2011 г. Волгоград: ВолгГМУ 2011; 170-175.
14. Козлова И.А., Горюнов А.В. Клинико-психопатологическая характеристика депрессий детского возраста // Психиатрия 2012; 4-6: 24-32.
15. Ктениду М.Д. Связь типа родительского отношения с показателями приватности подростка// Вестник адыгейского государственного университета. – 2010. – №2. – С. 123-127.
16. Краткий психологический словарь. /Под общей ред.А.В.Петровского М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко - М.: Политиздат, 1985. - 431с
17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
18. Павлова, И.М. Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста : метод, пособие / И.М.Павлова, Т.Н.Карпович. - Мн.: РИПО, 2012. - 50 с.
19. Печникова Л.С. Особенности Я-концепции и самоотношения у девиантных подростков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 7—8.
20. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста : учеб. пособие. М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – 96 с.
22. Николаева Л. А. Социально-психологические аспекты общения подростков с родите-лями// Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. – 2013. –№ – С. 101-104.
23. Писарева А.А. Гендерные особенности взаимосвязи индивидуально-личностных качеств и отношения к родителям у подростков// Электронный научный журнал: Письма в эмиссия. – 2009. – №4. – С.13-20.
24. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 220-231.
Иностранная литература
25. Charlton, J., Kelly, S., Dunnell, K. et al. Trends in suicide deaths in England and Wales //Population Trends.– 1992.– N 69.– P.10–16.
26. Fombonne E., Wostear, G., Cooper, V. et al. Th e Maudsley long-term follow-up of child and adolescent depression. I. Psychiatric outcomes in adulthood // British Journal of Psychiatry.– 2009.– vol. 179.– P.210–217.
27. Harkavy–Friedman J., Nelson E., Venarde D., Mann J. Suicidal behavior in schizophrenia and schizoaff ective disorder: examining the role of depression // Suicide Life Th reat Behav.– 2011.– vol. 34.– N 1.– P.66–76.
28. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G. Global suicide rates among young people aged 15–19 // J World Psychiat –2011.– v 4, N 2.– P.114–120.
Интернет-ресурсы
29. http://www.psychol.ras.ru/ - официальный сайт Института психологии РАН;
30. http://www.voppsy.ru/news.htm - сайт журнала «Вопросы психологии»;
31. http://magazine.mospsy.ru/catalogue.shtml - каталог публикаций Московской психотерапевтической академии;
32. http://www.psy.msu.ru/ - сайт факультета психологии МГУ;
33. http://www.koob.ru/ - библиотека психологической литературы;
34. http://flogiston.ru/ - портал «Флогистон», на котором содержится разнообразная психологическая информация;
35. http://www.psychology.ru/ - психология на русском языке;
36. http://azps.ru/index.html - психология от А до Я;
37. http://forum.myword.ru/index.php?act=home – крупный портал психологической информации;
38. http://www.psi-net.ru/catalog/sites/material/index.html - портал информационной сети российской психологии;
39. http://pedlib.ru/index.php - библиотека педагогической литературы;
40. http://vch.narod.ru/index.html - сайт одной из крупных психологических лабораторий;
41. http://www.psylist.net/stimulmat/index.htm - стимульный материал по использованию различных методик по сбору эмпирического материала;
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Шкала альтруизм, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
-1.2 | 0.85 | 1.44 | 0.7225 | |||
-0.2 | -0.15 | 0.04 | 0.0225 | |||
1.8 | 1.85 | 3.24 | 3.4225 | |||
-2.2 | 0.85 | 4.84 | 0.7225 | |||
-3.2 | -2.15 | 10.24 | 4.6225 | |||
0.8 | -1.15 | 0.64 | 1.3225 | |||
-0.2 | -0.15 | 0.04 | 0.0225 | |||
-1.2 | 0.85 | 1.44 | 0.7225 | |||
-1.2 | 2.85 | 1.44 | 8.1225 | |||
2.8 | -0.15 | 7.84 | 0.0225 | |||
-1.2 | -1.15 | 1.44 | 1.3225 | |||
-0.2 | -0.15 | 0.04 | 0.0225 | |||
0.8 | 1.85 | 0.64 | 3.4225 | |||
3.8 | -3.15 | 14.44 | 9.9225 | |||
-1.2 | -1.15 | 1.44 | 1.3225 | |||
-0.2 | 0.85 | 0.04 | 0.7225 | |||
0.8 | -0.15 | 0.64 | 0.0225 | |||
0.8 | -0.15 | 0.64 | 0.0225 | |||
1.8 | 0.85 | 3.24 | 0.7225 | |||
-1.2 | -1.15 | 1.44 | 1.3225 | |||
Суммы: | -0 | -0 | 55.2 | 38.55 | ||
Среднее: | 3.2 | 5.15 |
t эмп = 4,
p ≤0,01 – 2, 71.
Шкала эгоизм, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
-0.7 | 1.85 | 0.49 | 3.4225 | |||
1.3 | -0.15 | 1.69 | 0.0225 | |||
0.3 | -1.15 | 0.09 | 1.3225 | |||
-1.7 | -0.15 | 2.89 | 0.0225 | |||
0.3 | 0.85 | 0.09 | 0.7225 | |||
-1.7 | -0.15 | 2.89 | 0.0225 | |||
-0.7 | 1.85 | 0.49 | 3.4225 | |||
1.3 | -1.15 | 1.69 | 1.3225 | |||
-0.7 | -0.15 | 0.49 | 0.0225 | |||
-1.7 | -2.15 | 2.89 | 4.6225 | |||
-0.7 | 0.85 | 0.49 | 0.7225 | |||
0.3 | -0.15 | 0.09 | 0.0225 | |||
2.3 | -2.15 | 5.29 | 4.6225 | |||
0.3 | -0.15 | 0.09 | 0.0225 | |||
-0.7 | -2.15 | 0.49 | 4.6225 | |||
1.3 | 0.85 | 1.69 | 0.7225 | |||
-0.7 | -0.15 | 0.49 | 0.0225 | |||
-1.7 | -1.15 | 2.89 | 1.3225 | |||
1.3 | 1.85 | 1.69 | 3.4225 | |||
2.3 | 2.85 | 5.29 | 8.1225 | |||
Суммы: | -0 | -0 | 32.2 | 38.55 | ||
Среднее: | 5.7 | 5.15 |
t эмп = 1,3
p ≤0,01 – 2, 71.
Шкала процесс, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
-0.4 | 1.55 | 0.16 | 2.4025 | |||
0.6 | -0.45 | 0.36 | 0.2025 | |||
-1.4 | 2.55 | 1.96 | 6.5025 | |||
0.6 | 0.55 | 0.36 | 0.3025 | |||
1.6 | -0.45 | 2.56 | 0.2025 | |||
-0.4 | 1.55 | 0.16 | 2.4025 | |||
-1.4 | -0.45 | 1.96 | 0.2025 | |||
0.6 | 0.55 | 0.36 | 0.3025 | |||
-0.4 | -1.45 | 0.16 | 2.1025 | |||
0.6 | -2.45 | 0.36 | 6.0025 | |||
-1.4 | 0.55 | 1.96 | 0.3025 | |||
0.6 | -1.45 | 0.36 | 2.1025 | |||
1.6 | -2.45 | 2.56 | 6.0025 | |||
-1.4 | 1.55 | 1.96 | 2.4025 | |||
-0.4 | 0.55 | 0.16 | 0.3025 | |||
-0.4 | -0.45 | 0.16 | 0.2025 | |||
0.6 | -0.45 | 0.36 | 0.2025 | |||
-0.4 | 1.55 | 0.16 | 2.4025 | |||
1.6 | 0.55 | 2.56 | 0.3025 | |||
-0.4 | -1.45 | 0.16 | 2.1025 | |||
Суммы: | -0 | 18.8 | 36.95 | |||
Среднее: | 3.4 | 5.45 |
t эмп = 5,4
p ≤0,01 – 2, 71.
Шкала результат, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
-1.15 | 0.1 | 1.3225 | 0.01 | |||
1.85 | -0.9 | 3.4225 | 0.81 | |||
-0.15 | 1.1 | 0.0225 | 1.21 | |||
2.85 | 1.1 | 8.1225 | 1.21 | |||
-1.15 | 0.1 | 1.3225 | 0.01 | |||
0.85 | -1.9 | 0.7225 | 3.61 | |||
-2.15 | 0.1 | 4.6225 | 0.01 | |||
-1.15 | -2.9 | 1.3225 | 8.41 | |||
3.85 | 0.1 | 14.8225 | 0.01 | |||
-1.15 | 1.1 | 1.3225 | 1.21 | |||
1.85 | -0.9 | 3.4225 | 0.81 | |||
-0.15 | 2.1 | 0.0225 | 4.41 | |||
-1.15 | -0.9 | 1.3225 | 0.81 | |||
-0.15 | 0.1 | 0.0225 | 0.01 | |||
-2.15 | 0.1 | 4.6225 | 0.01 | |||
-1.15 | 2.1 | 1.3225 | 4.41 | |||
-1.15 | 1.1 | 1.3225 | 1.21 | |||
0.85 | -1.9 | 0.7225 | 3.61 | |||
1.85 | -0.9 | 3.4225 | 0.81 | |||
-1.15 | 1.1 | 1.3225 | 1.21 | |||
Суммы: | -0 | -0 | 54.55 | 33.8 | ||
Среднее: | 4.15 | 5.9 |
t эмп = 3,6
p ≤0,01 – 2, 71.
Шкала свобода, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
0.9 | -0.35 | 0.81 | 0.1225 | |||
-0.1 | -1.35 | 0.01 | 1.8225 | |||
1.9 | -1.35 | 3.61 | 1.8225 | |||
-2.1 | -2.35 | 4.41 | 5.5225 | |||
-0.1 | 0.65 | 0.01 | 0.4225 | |||
0.9 | -0.35 | 0.81 | 0.1225 | |||
0.9 | 0.65 | 0.81 | 0.4225 | |||
-2.1 | 1.65 | 4.41 | 2.7225 | |||
1.9 | -0.35 | 3.61 | 0.1225 | |||
-3.1 | 2.65 | 9.61 | 7.0225 | |||
-0.1 | 0.65 | 0.01 | 0.4225 | |||
-1.1 | -0.35 | 1.21 | 0.1225 | |||
0.9 | -0.35 | 0.81 | 0.1225 | |||
0.9 | -1.35 | 0.81 | 1.8225 | |||
-0.1 | 0.65 | 0.01 | 0.4225 | |||
1.9 | -2.35 | 3.61 | 5.5225 | |||
0.9 | 0.65 | 0.81 | 0.4225 | |||
-1.1 | 2.65 | 1.21 | 7.0225 | |||
-2.1 | -0.35 | 4.41 | 0.1225 | |||
0.9 | 0.65 | 0.81 | 0.4225 | |||
Суммы: | 41.8 | 36.55 | ||||
Среднее: | 5.1 | 4.35 |
t эмп = 1,7
p ≤0,01 – 2, 71.
p ≤0,05 – 2, 02
Шкала власть, расчеты с помощью t-критерия Стьюдента
№ п. п | x | y | xi- Mx | yi - My | (xi- Mx)² | (yi- My)² |
-0.15 | 1.3 | 0.0225 | 1.69 | |||
-1.15 | 3.3 | 1.3225 | 10.89 | |||
1.85 | -2.7 | 3.4225 | 7.29 | |||
-0.15 | 0.3 | 0.0225 | 0.09 | |||
-2.15 | -1.7 | 4.6225 | 2.89 | |||
0.85 | 2.3 | 0.7225 | 5.29 | |||
2.85 | -0.7 | 8.1225 | 0.49 | |||
1.85 | 0.3 | 3.4225 | 0.09 | |||
-1.15 | 0.3 | 1.3225 | 0.09 | |||
0.85 | -0.7 | 0.7225 | 0.49 | |||
0.85 | -1.7 | 0.7225 | 2.89 | |||
-2.15 | 0.3 | 4.6225 | 0.09 | |||
-3.15 | -2.7 | 9.9225 | 7.29 | |||
-0.15 | 2.3 | 0.0225 | 5.29 | |||
1.85 | 1.3 | 3.4225 | 1.69 | |||
-3.15 | -0.7 | 9.9225 | 0.49 | |||
-0.15 | -1.7 | 0.0225 | 2.89 | |||
-1.15 | 0.3 | 1.3225 | 0.09 | |||
2.85 | 2.3 | 8.1225 | 5.29 | |||
0.85 | -1.7 | 0.7225 | 2.89 | |||
Суммы: | -0 | -0 | 62.55 | 58.2 | ||
Среднее: | 5.15 | 4.7 |