Тема лекции: Конфликты и способы их разрешения
.
Контингент учащихся : студенты 2 курса МПФ, ЛФ и ФВСО
Вид лекции: обзорная
Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999).
Функции конфликта.
К негативным функциями конфликтов относят:
1) ухудшение дисциплины и морально-психологического микроклимата в трудовом коллективе, снижение качества и эффективности работы сотрудников и организации в целом;
2) ущерб соматическому и психическому здоровью, деловым и неформальным взаимоотношениям участников конфликта.
Деструктивный конфликт возникает в случаях:
1) Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
2) Когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности. Деструктивный путь связан больше с эмоциональным образом разрешения конфликта, когда мы видим противника поверженным, униженным, страдающим за все принесенные нам обиды, то это может приносить удовлетворение. Это тупиковый путь, поскольку действия сконцентрированы на том, чтобы эмоционально сокрушить соперника. В этом случае порой стороны забывают, что конкретно послужило причиной столь сильной ненависти и вражды.
К позитивным функциям конфликтов принадлежат:
1) стимулирование перехода трудового коллектива к более современным и эффективным технологиям профессиональной деятельности, нормам делового взаимодействия и поведения сотрудников, а руководства коллектива – к более эффективным формам и методам управления и организации труда;
2) сплочение коллектива организации или подразделения в процессе конфликта с противоположной стороной, находящейся вне этого конфликта (сплочение перед лицом трудностей);
3) снижение напряженности между конфликтующими сторонами, появления у них опыта совместных действий в процессе разрешения конфликта как условие, уменьшающее вероятность повторного конфликта.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.
Мы можем определить конфликт как своего рода сумму конфликтной ситуации и инцидента, что можно отразить в виде формулы:
конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.
Конфликтная ситуация. Включает альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию можно назвать стадией потенциального конфликта, чтобы конфликт стал реальным, его участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Конфликтная ситуация – это такое противоречие между целями сторон, которое характеризуется:
1)объективной или субъективной значимостью для одной или обеих сторон;
2)реальным или мнимым противодействием одной или обеих сторон достижению цели противоположной стороной;
3)возникновением у одной или обеих сторон нетерпимости по отношению к такому противодействию. Стороны могут быть представлены двумя индивидами, индивидом и группой, двумя группами.
Инцидент. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент(открытое вступление в конфликт), при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент состоит во внешнем воздействии, способствующем перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Инцидент (повод) – это:
1) либо активизация одной из сторон конфликтной ситуации, умышленно или неумышленно ущемляющая интересы противоположной стороны;
2) либо действия стороны, находящейся вне конфликтной ситуации, которые обостряют реакцию.
Пример:два врача-стоматолога одинаковой квалификации, остро нуждающиеся в дополнительном заработке, претендуют на единственное рабочее место в кабинете платных услуг стоматологической поликлиники – конфликтная ситуация; один из стоматологов узнает, что другой в пренебрежительном тоне отозвался о его профессиональных достоинствах в присутствии коллег – инцидент; в результате между обоими врачами возникает шумный скандал, а затем длительный период отчуждения с неоднократными попытками навредить друг другу – конфликт.
Каждому конфликту обязательно предшествует конфликтная ситуация, но не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Конфликту может предшествовать не одна, а несколько взаимосвязанных или независимых друг от друга конфликтных ситуаций. При этом вероятность развития конфликта будет более велика, чем большее число конфликтных ситуаций ему предшествует.