Факторы и условия развития эмоционального интеллекта
Условия для развития эмоционального интеллекта формируются уже в раннем детстве. Такие ученые, как Ю.Б. Гиппенрейтер [ ], О.А. Путилова, Л.М. Новикова, Д.В. Рыжов и др. сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта невозможно без организации специальных условий.
В своих работах на конкретные необходимые условия развития эмоционального интеллекта указывает О.А. Путилова [ ]. Среди них такие условия как:
- пример взрослого как образец способов эмоционального самовыражения, контроля эмоциональных проявлений, вербализации эмоциональных состояний, разрешения конфликтных эмоциогенных ситуаций;
- анализ ситуаций, возникающих в группе детей (проявление сочувствия, отзывчивости, умение договориться и сотрудничать, умения выслушать, понять другого человека);
- использование взрослым вербальной коммуникации (беседы об эмоциях, обсуждения чувств и др.) как способ выработки у детей техник регуляции эмоций и способ реагирования на эмоциональные ситуации различного характера;
Главным условием обогащения эмоционального интеллекта детей, по мнению О.А. Путиловой [ ], является межличностное общение между ребенком и взрослым, между детьми, содержанием которого являются эмоциональные состояния и эмоциогенные ситуации.
Д.В. Рыжов [ ], полагает, что одним из наиболее значимых условий формирования эмоционального интеллекта являются отношения ребенка со сверстниками.
Подходы к развитию эмоционального интеллекта предлагает Л.М. Новикова [ ]. По ее мнению, можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Автор отмечает, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля и эмпатия.
Ю.Б. Гиппенрейтер[ ] считает, что в развитии эмоционального интеллекта акцент необходимо делать на развитии вчувствования, способности оценивать выбор действий, умений поставить себя на место другого и почувствовать его переживания и эмоции. В первую очередь автор указывает на развитии эмпатии, под которой понимает способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого.
Д.В. Люсин [ ] отмечает ряд факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта:
- Когнитивные способности: скорость и точность переработки эмоциональной информации.
- Представления об эмоциях: как о ценностях; как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.;
- Особенности эмоциональности: эмоциональная устойчивость; эмоциональная чувствительность и т.п.
Эмоциональный интеллект, по Д.В. Люсину - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием этих факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности.
И.Н. Андреева [Ан, пред ] утверждает, что в развитии эмоционального интеллекта существуют как биологические, так и социальные предпосылки. К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Социальные предпосылки эмоционального интеллекта складываются прежде всего в семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации; отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его тендерной роли.
Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации в социальном окружении. Согласно результатам эмпирического исследования О.И. Власовой, «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, хорошо адаптируются к новым условиям, способствуют улучшению социально-психологического климата общности [Андр Аз].
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, — относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций [Андр. пред].
Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская [бер ], результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания. В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей — развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек — развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой [ ]. Можно предположить, что обучение в школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, способствует повышению эмоционального интеллекта. Сторонники развития эмоционального интеллекта утверждают, что в школе необходимо проводить специальное обучение, направленное на развитие эмоциональной компетентности. Подобное «эмоциональное образование» может осуществляться как через прямое обучение, так и через создание определенного психологического климата, вовлечение учеников, учителей и родителей в совместную деятельность. Как показал анализ имеющихся результатов, работа по подобным программам оказывает благотворное действие на психическое здоровье, способствует снижению употребления алкоголя и курения, уменьшению антисоциального поведения [Андр пред]. Однако строгих замеров их эффективности не проводилось. Отмечается, что предстоит провести значительную работу по разработке научной основы для методов развития и предъявления тестов эмоционального интеллекта до и после проведения программ в целях оценки их эффективности [Робертс].
Выводы по 1 главе:
1. На сегодняшний существует две альтернативные модели, на которых основывается измерение уровня эмоционального интеллекта. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, а модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы.
2. Наиболее известны несколько моделей эмоционального интеллекта – модель способностей Дж. Мэйера и П. Сэловея, некогнитивная модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена и двухкомпонентная модель Д.В. Люсина.
3. Эмоциональный интеллект, как психологическое образование, формируется в раннем детстве. Положительно влияют на развитие эмоционального интеллекта межличностное общение со взрослыми и сверстниками, развитие эмпатии, представление об эмоциях как о важном источнике информации. Предпосылки для развития эмоционального интеллекта могут быть как биологические, так и социальные. По поводу развития эмоционального интеллекта существует несколько точек зрения: эмоциональный интеллект развить невозможно; можно и нужно развивать; развитие возможно при соблюдении специальных условий.