Происхождение и развитие психики в филогенезе
1. Критерием появления психики является:
а) способность отражать биотические воздействия;
б) способность отражать абиотические воздействия;
в) раздражимость;
г) чувствительность.
2. На какой стадии психического развития появляется способность отражать целостные образы предметов и явлений действительности:
а) элементарной сенсорной;
б) перцептивной;
в) интеллект;
г) сознание.
3. Какой психологический принцип пришел в начале 20 века на смену принципа реактивности:
а) рефлекторный принцип;
б) активности;
в) конвергенции;
г) конгруэнтности.
4. Какая из нижеперечисленных характеристик не относится к характеристикам сознания:
а) экстраполяционный рефлекс;
б) отражение причинно-следственных связей;
в) антиципация;
г) хронотоп;
д) ритмичность.
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ
1. Что означает конвергенция применительно к разработанной В.Штерном теории конвергенции двух факторов:
а) схождение;
б) расхождение;
в) слияние;
г) параллелизм.
2. Кто из психологов сформулировал закон креодов:
а) Л.С.Выготский;
б) З.Фрейд;
в) С.Л.Рубинштейн;
г) Ж.Пиаже.
3. Обучение плетется в хвосте развития:
а) согласно культурно-исторической теории;
б) согласно психоанализу;
в) согласно закону рекапитуляции;
г) согласно школе генетической эпистемологии Ж.Пиаже.
4. Несостоятельность какой теории раскрывает принцип субъектности:
а) культурно-исторической теории;
б) психоанализа;
в) теории конвергенции.
ОЩУЩЕНИЯ
1. Кто применительно к проблеме ощущений внешних воздействий в условиях их одновременного влияния на организм предложил концепцию «воронки»:
а) И.П.Павлов;
б) А.А.Ухтомский;
в) Ч.С.Шерингтон;
г) И.М.Сеченов.
2. Благодаря какому ученому психология обогатилась понятием рефлекторного кольца:
а) И.М.Сеченову;
б) В.М.Бехтереву;
в) И.П.Павлову;
г) Н.А.Бернштейну.
3. В чем измеряется громкость:
а) неперах;
б) белах;
в) децибелах;
г) все ответы верны.
4. Как называется процесс изменения чувствительности под влиянием изменения внешней среды:
а) адаптация;
б) сенсибилизация;
в) синестезия.
5. Как называется процесс изменения чувствительности под влиянием изменения внутренней среды:
а) адаптация;
б) сенсибилизация;
в) синестезия.
6. Порог различения это:
а) минимальная величина разности в силе двух однородных раздражителей, которую можно ощутить;
б) минимальная сила воздействия, вызывающая ощущение;
в) максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен адекватно воспринять.
7. К основным характеристикам ощущений относятся:
а) диапазон чувствительности;
б) дифференциальный порог чувствительности;
в) временной порог;
г) латентный период реакции;
д) все ответы верны.
ВНИМАНИЕ
1. В основе какого свойства внимания лежит ориентировочный рефлекс:
а) концентрации;
б) распределения;
в) переключения.
2. В основе какого свойства внимания лежит навык:
а) концентрации;
б) распределения;
в) переключения.
3. Что является физиологическим механизмом первичного непроизвольного внимания:
а) доминанта;
б) условный рефлекс;
в) ориентировочный рефлекс;
г) каузальный рефлекс.
4. Основанием какого вида внимания является апперцепция:
а) первичного непроизвольного внимания;
б) вторичного непроизвольного внимания.
5. Что роднит послепроизвольное внимание с непроизвольным:
а) отсутствие волевой компоненты;
б) наличие общей эмоциональной компоненты;
в) оба ответа верны.
ПАМЯТЬ
1. Автор теории мнемы:
а) А.Бергсон;
б) Р.Симон;
в) Г.Эббингауз;
г) И.М.Сеченов.
2. Эйдетизм это разновидность:
а) двигательной памяти;
б) образной памяти;
в) эмоциональной памяти;
г) символической памяти.
3. К какому виду памяти относится феномен импринтинга:
а) генетической памяти;
б) прижизненной памяти.
4. Согласно правилу Д.Миллера, объем кратковременной памяти равен:
а) 5-7 единиц;
б) 6-8 единиц;
в) 5-9 единиц
г) 120 единиц.
5. Согласно эффекту Зейгарник, воспроизведение незавершенных действий относительно завершенных успешнее:
а) в 1,7 раза;
б) в 1,8 раза;
в) в 1,9 раза;
г) в 13 раз.
6. Осмысленное запоминание эффективнее механического (зубрежки) в:
а) 7 раз;
б) в 13 раз;
в) в 17 раз;
г) в 21 раз.
7. Какое из перечисленных понятий не характеризует память:
а) персеверация;
б) реминисценция;
в) бифуркация;
г) аккомодация;
д) интерференция.
ВООБРАЖЕНИЕ
1. Один из основных способов создания образов воображения получил название:
а) агглютинация;
б) антиципация;
в) апперцепция;
г) анамнез.
2. Какое понятие наиболее точно передает смысл агглютинации как операции воображения:
а) подгонка;
б) слитие;
в) стычка;
г) склеивание.
3. На каком способе создания образов основывается творческая деятельность художников-шаржистов:
а) агглютинация;
б) гиперболизация;
в) акцентирование;
г) схематизация.
4. Образы воображения, появляющиеся в процессе чтения художественной литературы, это результат:
а) пассивного воображения;
б) активного воображения;
в) репродуктивного воображения;
г) творческого воображения.
5. Как называется процесс изменения чувствительности под влиянием изменения внешней среды:
а) адаптация;
б) сенсибилизация;
в) синестезия.
6. Что из нижеописанного характеризует воображение:
а) виртуальное удовлетворение нереализованных потребностей;
б) ориентировка в действительности за счет построения способа решения задачи в образной форме;
в) познание;
г) все варианты верны.
7. Каково, по мнению П.Я.Гальперина, предназначение воображения:
а) ориентировка в действительности за счет построения способа решения задачи в образной форме;
б) ориентировка в действительности за счет построения способа решения задачи в понятийной форме;
в) воображение это атавизм.
МЫШЛЕНИЕ
1. Мышление это психический процесс отражения:
а) единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;
б) предмета или явления в целом;
в) наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также связей и отношений между ними.
2. Какие процессы обязательно присутствуют в мыслительном акте:
а) анализ;
б) синтез;
в) генерализация;
г) сравнение;
д) абстракция.
3. В каких отношениях находятся объем и содержание понятия:
а) прямо пропорциональных;
б) равных;
в) обратно пропорциональных.
4. Противоположностью какого метода мышления является метод абдукции:
а) индукции;
б) дедукции;
в) трансдукции;
г) редукции.
5. Противоположностью какого вида мышления является интуиция:
а) творческого мышления;
б) теоретического мышления;
в) репродуктивного мышления;
г) логического мышления;
д) левополушарного мышления.
6. Какой вид мышления является генетически ранним:
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое.
7. Как можно определить метод индукции:
а) переход от частного к общему;
б) переход от общего к частному;
в) переход от частного к частному.
РЕЧЬ
1. Что из перечисленного не верно:
а) речь — средство общения
б) речь — средство мышления
в) речь — носитель сознания и памяти
г) речь — носитель информации
д) речь — средство управления поведением людей
е) речь — средство саморегуляции
2. Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания:
а) экспрессивная;
б) импрессивная;
в) внутренняя.
3. Какая функция речи считается преимущественно человеческой:
а) экспрессивная;
б) номинативная.
ЭМОЦИИ
1. Эмоции, в целом, как класс психических явлений, обозначаются как:
а) Психическое состояние;
б) Психическое явление;
в) Психический объект;
г) Психический процесс.
2.Какие из предложенных качеств личности относятся к эмоциональным? а). Деятельный - бездеятельныйб). Оптимизм – пессимизм в). Смелость – трусость г). Общительность – замкнутостьд). Добродушие – агрессивность3.Какие виды сильных эмоций могут вызвать стресс?а). Только гневб). Только радостьв). Гнев и страхг). Страх и радостьд). Гнев, страх и радость4.Назовите основные функции человеческих эмоций: а). Познавательная б). Сигнальная в). Защитная г). Оценочная д). Регулятивная5.Какое из слов-определений наиболее подходит для понимания сущности эмоций? а). Отражениеб). Переживаниев). Отношение г). Выражениед). Взаимоотношение. 6.Назовите отличительные особенности состояния аффекта: а). Безотчетность б). Кратковременное течение в). Слабая интенсивность г). Значительная длительность д). Бурное проявление. 7.Отличительными особенностями настроения являются:а). Слабая интенсивностьб). Значительная длительностьв). Бурное проявлениег). Неясность переживанийд). Кратковременное течение 8.Что считается высшим видом эмоциональных состояний? а). Страстиб). Настроенияв). Стрессыг). Чувствад). Аффекты 9.Чем отличаются друг от друга понятия эмоции и чувства?а). Не отличаются б). Формой протекания в). Степенью обобщения переживаемого г). Своим выражением д). Формой проявления.ВОЛЯ
1.Воля выполняет следующие функции: а). Осмысленияб). Регуляторнаяв). Активизирующаяг). Тормозящаяд). Обозначения2.Назовите проявление волевых черт характера: а). Впечатлительность б). Решительность в). Самостоятельностьг). Любознательностьд). Настойчивость.3.Условием волевого действия является:
а) Потребностный конфликт;
б) Волевой конфликт;
в) Мотивационный конфликт;
г) Сознательный конфликт.
4.Волевая регуляция собственного поведения человеком в психологии рассматривается как:
а) Преобразование, переосмысление проблемных ситуаций;
б) Фатализм, «обломовщина», манкирование собственными обязанностями;
в) Постоянное потворство своим желаниям, экзистенциальность;
г) Природное, подсознательное качество.