Анкета-опросник «Настоящий друг»
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Поддерживает в трудных ситуациях.
3. Если случилась беда - помогает.
4. Завидует, если у друга все получается лучше.
5. Хранит доверенные ему тайны.
6. Защищает друга.
7. Отзывается о друге плохо, если его нет рядом.
8. Понимает настроение друга.
9. Уверен в своем друге.
10. Забывает поздравить друга с праздниками.
11. Помнит о друге, когда того нет рядом.
12. Может взять вещи друга без спроса.
13. Не предает в трудную минуту.
14. Первым прощает ошибки друга.
15. Радуется успехам и достижениям друга.
16. Может сказать другу то, что думает.
Приложение 8.
Упражнение «Ситуации»
Ситуация 1.В начале учебного года во втором классе случилось ЧП.У Васипропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование,
в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья.
Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
Ситуация 2.Мама Марины хорошо зарабатывала и ни в чем не отказываласвоей единственной дочери. У Марины было все, только не было друзей. Девочка мечтала быть, чтобы все с ней дружили. Как найти друзей? Она решила, что можно все покупать, значит и дружбу можно купить. Зная, где мать хранит деньги, она брала приличные суммы, покупала на них все, что хотели ребята и девчата, а взамен требовала ходить с ней везде и говорить что они ее друзья.
Это не настоящая дружба. Настоящую дружбу купить нельзя.
Ситуация 3.Второклассник Саша пришел в гости к Вадиму.Саша увиделмного хороших и дорогих игрушек, и стало так обидно, что его родители ему таких не покупают. А тут Вадик еще и хвастается ими.
Когда товарищ пошел на кухню, то Саша неожиданно для себя положил себе в портфель красивую машину – ничего так же я не делаю, я просто взял у друга поиграть, подумал он и промолчал, когда товарищ вернулся.
На следующий день Вадим спросил у Саши не он ли взял машинку, но Саше она так нравилась и он сказал: нет.
Останутся ли друзьями дети. Верный ли друг, Саша?
Приложение 9. | ||||
Карточки с поступками и их последствиями | ||||
Вова увидел, что молодое дерево, | Дерево прижилось и выросло. Зеленые | |||
которое выросло близко к дороге - | ветви красиво облагораживали парк, | |||
погибает. Он взял лопатку, выкопал его | поглощали углекислый газ и выделяли | |||
и пересадил его в парк. | кислород. | |||
Катя и Вика дружили с детства. | Вика обиделась и перестала общаться с | |||
Однажды Вика поделилась секретом с | Катей | |||
подругой. Катя не выдержала и | ||||
рассказала секрет Вики | ||||
Мальчик придержал дверь и помог | Соседка его поблагодарила | |||
войти пожилой соседке | ||||
Учитель научил детей читать, писать, | При сдаче экзаменов дети получили | |||
грамотно говорить | хорошие отметки и смогли поступить в | |||
Университет | ||||
Мальчик подобрал больного котенка, | Котенок нашел новый дом и новых | |||
накормил его и передал в службу по | хозяев | |||
надзору за животными | ||||
Девочка обманула маму | Мама перестала доверять дочери и | |||
часто проверяла ее вещи и телефон | ||||
Мальчик увидел голодную собачку, она | Когда мальчик зашел в подъезд, его | |||
подбежала к нему в надежде, что он | нечаянно ударила открытая дверь | |||
что-то даст ей, но мальчик ударил ее | ||||
ногой | ||||
Девочке очень понравились цветы, и | Мама заплатила штраф за поступок | |||
она сорвала их прямо с клумбы | своей дочери | |||
Таня хотела подшутить над ребятами и | Дети подшутили над Таней и перестали | |||
угостила ребят фальшивыми конфетами | ей доверять | |||
(в фантики она завернула пластилин) | ||||
Мальчик хотел сделать фокус со | Мальчик получил ожоги пальцев и пол | |||
спичками, но спички при трении | кухни был сильно испорчен | |||
загорелись | ||||
Приложение 10.
Рассказ по картинкам
Приложение 11.
Приложение 12.
Ситуации
Ситуация 1. «В одном небольшом городке смертельно болела женщина.Врач сказал ее мужу,что есть лекарство, способное вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живущий в этом городе. Затраты на его получение в десять раз меньше, чем его цена. Мужу удалось собрать только половину суммы, и с ней он пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его».
- Имел ли право так поступить муж?
- Что в поведении людей в этой ситуации было правильным и неправильным?
- Если кто-то поступил неправильно, то почему?
- Какую цену он может за это заплатить?
Ситуация 2. «Галина Петровна работает в банке.Кроме личной зарплатной карточки у нееиногда была и корпоративная, через которую она снимала деньги на служебные расходы. Как-то ее 9-летняя дочка Вика подсмотрела номер ПИН-кода и запомнила процедуру добывания денег из железного ящика. Потом рассказала об этом 13-летней подружке Люде. И однажды, найдя дома карточку, они пошли и сняли 600 тысяч рублей. Накупили себе всяких игрушек, заколок, не обошли стороной кафе». Когда мать обнаружила пропажу, дочка спокойно рассказала, что взяла деньги. Девочка искренне не понимала, что совершила кражу. Родители Люды возвратили матери Вики деньги, использованные их дочкой».
Ситуация 3. Анализ ситуации: «Одноклассницы Маша и Катя и Алена из параллельногокласса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы. Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.
Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке».
Ситуация 4. Анализ ситуации: «Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывалавещи своего младшего брата. В семье любили больше младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости.
Она отела отомстить за это младшему брату и делала много плохих поступков, а вину сваливала на него»
Ситуация 5. Обсуждение ситуации: «Учительница спросила у третьеклассницы Кати,написалали она сочинение, заданное на дом. Катя ответила, что написала, но забыла дома. Учительница предложила принести сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она ответила, что у нее нет ключей и дома никого нет. Учитель позвонила маме Кати и попросила принести сочинение, но мама ответила, что сочинение Катя не написала и впервые слышил о таком задании».
Ситуация 6. «В дом отдыха,Вика поехала на каникулах с классом,она постоянно ссорилась содноклассницами. И однажды рассердившись на одноклассницу, Вика специально бросила ее очки в бассейн, а учительнице сказала, что это произошло случайно».
Ситуация 7. «Ваня рос единственным ребенком в семье и родители многое ему разрешали.Онпонял, что этим можно пользоваться и вот однажды он увидел в магазине очень дорогую машинку на радиоуправлении и потребовал ее купить. Мама отказалась и он начинал кричать и топать ногами, окружающие стали оборачиваться, а мама быстро схватила мальчика и выбежала из магазина».